Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

«Разговор о долге Родине звучит неубедительно»

 Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ О том, почему в России любая служба в армии должна оплачиваться

Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что российская армия никогда не будет состоять только из контрактников. Это обусловлено слишком большой территорией нашей страны. Чтобы защищать такое огромное пространство, нашей стране необходим «мобилизационный ресурс», считает министр.

Травматизм и смерть на войне в нашу постгероичесткую эпоху не является чем-то нормальным, как это было на протяжении всей человеческой истории.

Мобилизационный ресурс - это солдаты срочной службы, которые в бою не участвуют, но в случае чего будут направлены на возможный фронт. Для этих целей уже есть решение к 2020 году создать четыре резервных армии из срочников, которые не будут принимать участия в военных действиях.

В принципе инициатива верная, так как позволяет переложить ответственность за гибель солдата с командования на его собственную совесть, ведь он получал деньги и знал, на что шел. Травматизм и смерть на войне в нашу постгероичесткую эпоху не является чем-то нормальным, как это было на протяжении всей человеческой истории.

Переход к индустриальной экономики, демографии и социологии диктует  воспринимать смерть и увечья на войне очень болезненно: нет ничего страшнее для обывателя, чем фотографии гробов из зон военных действий, и контроль над СМИ недостаточен, чтобы эти гробы не появились в прессе. А управленческая задача - переложить ответственность с системы управления на кого-то другого. И эту задачу Минобороны выполняет настолько, насколько это возможно в современной ситуации.

Что это за ипотека такая, по которой молодой человек вынужден расплачиваться своим временем и здоровьем, а то и жизнью?

Остается другой вопрос, который Шойгу и министерство не могут решить, и не смогли бы решить, даже если бы и хотели. Призыв ничем не хуже найма, это просто другая форма комплектации вооруженных сил. Однако он требует определенных условий для своей структурной реализации. Обычно говорят о том, что необходимо отдать долг родине, но что это за ипотека такая, по которой молодой человек вынужден расплачиваться своим временем и здоровьем, а то и жизнью? Когда за свои восемнадцать лет он успел взять этот долг у родины и на что потратить то, что занял?

Призыв морально обоснован в том случае, если защищается нечто общее, к чему каждый имеет отношение и чем пользуется каждый на протяжении своей жизни просто по признаку принадлежности к числу граждан страны. Когда «Газпром» позиционирует себя как «национальное достояние», и это «достояние» оседает в карманах Миллера, топ-менеджмента корпорации где-то на оффшорных счетах, выясняется, что армия защищает не это самое национальное достояние. Выясняется, что она является не защитником простых граждан, а бесплатной корпоративной армией по защите собственности «Газпрома», трубопроводов и месторождений. А если это так, не является ли моральным получать за это деньги?

На фоне реального распределения собственности разговоры о долгах, патриотизме и обязанности мужчины звучат неубедительно.

Последние послабления в налогообложении «Газпрома» и крупных нефтяных и газовых компаний непрозрачно намекают, что недра становятся частной собственностью в ущерб социальной политике, развитию городского хозяйства и обновлению инфраструктуры, которые начинают финансироваться за счет среднего и малого бизнеса, в конец задушенного налоговым бременем.

Крупный бизнес, связанный с добычей природных ископаемых, тонко чувствует конъюнктуру. Из года в год появляются предложения создавать частную военную компанию, которая бы защищала «газпромовское» имущество в России и за ее пределами взамен ненадежной и классово чуждой корпоративному правлению армии срочников-«должников».

Эту проблему Минобороны решить не сможет до тех пор, пока не решиться, кого защищает армия, потому что на фоне реального распределения собственности разговоры о долгах, патриотизме и обязанности мужчины звучат неубедительно. И только после этого можно будет решить, из кого именно будет комплектоваться армия - из предпринимателей от войны, солдат-частников, или из срочников, выплачивающих свой моральный кредит, который они взяли у родины в момент своего рождения.

Читайте другие блоги этого автора

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии