Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Много шума из ничего: на экранах - «Матильда» Алексея Учителя

 Кадр из фильма «Матильда» Кадр из фильма «Матильда» В четверг, 26 октября, в широкий прокат вышла историческая драма Алексея Учителя «Матильда». Лента про роман будущего императора Николая II и балерины стала самым обсуждаемым культурным событием России в этом году. По поводу нашумевшей «Матильды» высказывались все, кому не лень, от зачинщицы травли проекта Учителя Натальи Поклонской до патриарха Кирилла. ОК-информ посетил премьеру «Матильды» и с уверенность может сказать, что причин для бурных дискуссий не было

Сам Алексей Учитель уже несколько раз приглашал Поклонскую посмотреть его фильм. Депутат упорно отказывалась от подобных реверансов, продолжая настаивать на запрете проката «Матильды». Теперь можно с уверенностью сказать, что Учитель при следующей встрече с Поклонской обязан пожать бывшему прокурору Крыма руку, а может, даже поклониться ей в ноги - ее агрессивные нападки на «Матильду» стали лучшей промо-кампанией в истории российского кино. Ведь сам фильм вышел, мягко говоря, слабым и не заслуживающим подобного внимания.

Фабула фильма проста: в 1880-х годах цесаревич Николай (Ларс Айдингер) планирует жениться на заморской принцессе Алисе (Луиза Вольфрам). Брак явно одобряют отец Николая Александр III (Сергей Гармаш) и императрица Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте). Однажды Николай отправляется на балет и влюбляется в балерину Мариинского театра Матильду Кшесинскую (Михалина Ольшанская). Теперь будущий властитель российского народа встает перед выбором: любовь или корона.

Вот за эту незамысловатую историю и жгли машины, угрожали, запугивали, организовывали прокурорские проверки, отменяли и вновь объявляли сеансы и даже обвиняли в растрате финансирования Фонда кино.

На что именно пошли деньги - видно невооруженным глазом: костюмы и соответствующий антураж выполнены мастерски и со вкусом. К счастью, в распоряжении Учителя оказались знаменитые архитектурные сооружения Петербурга, поэтому возводить дворцы и парки с помощью компьютерной графики не приходилось. Впрочем, оберточная часть «Матильды» - это единственное, за что можно похвалить фильм.

Сутью картины за 25 миллионов долларов оказалась любовная линия, но всей романтической «химии» между персонажами не прослеживается. За сердце балерины борются сразу трое мужчин. Во-первых, сам цесаревич. Судя по дневникам Кшесинской, Николай познакомился с ней в достаточно молодом возрасте, но актеру Айдингеру уже за сорок, и его попытки сыграть молодецкую удаль и страсть смотрятся коряво и неорганично на фоне прилично исполнившей свою роль Ольшанской.

Во-вторых, Кшесинской хочет обладать офицер Воронцов (Данила Козловский), но его персонаж и вовсе оказывается списан с протагонистов фильмов про супергероев. Более того, выясняется, что при императорском дворе работает некий немецкий профессор, который проводит эксперименты над заключенными. Воронцов вырывается из цепких лап своего мучителя и отправляется на поиски балерины. Таким образом, из бравого поручика Козловского переделывают в злодея студий Marvel и DС, что выглядит очень странно для исторической драмы про царскую семью.

Наконец, третьим претендентом на Кшесинскую становится родственник цесаревича, Великий князь Андрей Владимирович, умело сыгранный Григорием Добрыгиным. Князь, если верить легенде, согласился воспитывать ребенка Николая и балерины, а позже и вовсе покинул с ними Россию.

Что спорить - мифов и легенд про отношения Матильды и Николая было много. Чего только стоит тайный проход под Невой к Зимнему дворцу и золото, спрятанное где-то в Северной столице бережливой полячкой, но подобные слухи Алексея Учителя, как и сценариста Александра Александрова, не волнуют. Творцы пошли своим путем, превратив весьма любопытную историю в некий фарс, украшенный позолотой и пируэтами.

Останавливаться на каких-то отдельных репликах или диалогах героев «Матильды» не стоит, но можно отметить, что ведут себя они как персонажи не менее известной картины «50 оттенков серого», но без специфических постельных сцен. Кстати, интимных моментов, за которые Поклонская и компания ругали «Матильду», в ленте совсем немного, да и завуалированы они кружевами, тканями и прочими закрывающими обзор любопытному глазу материалами. Так что честь и достоинство монарха точно не пострадали. Наоборот, «Матильда» показывает, что сильные мужи того времени пусть и не всегда, но снисходили до человеческих слабостей.

Однако это не единственная мысль, которую Учитель хотел донести до публики. По мнению постановщика, император поступил неправильно, выбрав корону и принцессу благородных кровей вместо простой польской танцовщицы. Во время коронации (уже Николая II) происходит знаменитая давка на Ходынке. Под крики людей, получивших бесплатные праздничные яства, хруст костей и песнопения священнослужителей император грузно водружает на себя корону, а затем стоит на коленях, вглядываясь в уезжающие с телами погибших в страшной давке людей повозки. В это время за спиной императора сверкает фейерверк, превращая все это действо в театр абсурда, а не в высокое искусство.

По большому счету, «Матильда» - всего лишь «мыльная опера», снятая с приличным бюджетом и размахом. Благодаря Наталье Поклонской, про картину Учителя знают все, и многие захотят посмотреть ее именно на волне всеобщего скандала и «победы всех здравых людей», как сам охарактеризовал прокат «Матильды» режиссер. Пожалуй, большинство зрителей ждет разочарование, но чего не сделаешь ради любви, особенно к отечественному кинематографу.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, фотограф-ретушер, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии