Заглянуло ли кино внутрь человека?

Кинофорум 2012 Анна Башкирова для ОК Кинофорум 2012
В этом тексте корреспондент W подводит итоги петербургского кинофестиваля и пытается понять первопричины пустоты, воцарившейся на церемонии его закрытия

В кинотеатре «Аврора» на церемонии закрытия Международного кинофестиваля было пустовато. Может, потому что все уже догадались о результатах? Фильмов в конкурсе участвовало 14, а номинаций было 6. То есть почти каждая вторая картина что-то да получила. Никому не обидно.


 

Энтузиазм у приглашённых звёзд уменьшался на протяжении всего фестиваля с космической скоростью. Например, Эмир Кустурица, председатель жюри, взял да и уехал на третий день после открытия. Правда, пообещал председательствовать удалённо, онлайн.

Чтобы зритель не забыл, как выглядит председатель жюри, в фойе «Авроры» были вывешены два портрета Кустурицы практически в натуральный рост. На одном он был изображён с гитарой на фоне апокалипсиса. На другом Кустурица был охотником, настрелявшим кучу зверюшек из диснеевских мультиков. Тут читался некий антиамериканизм, милый сербскому сердцу режиссёра.

 

 

Вот и президент фестиваля, кажется, не последняя фигура. Но Василий Лановой, занявший эту должность, тоже куда-то улетучился. Зато на закрытии вдруг объявился Станислав Говорухин, которого хотели позвать в президенты с самого начала, да не заладилось. Очевидно, имела место бескровная смена власти.

 

 

Награждение тоже проходило по большей части как-то вхолостую: за призами на сцену почти никто не выходил. Не было Эмили Декен, которая получила приз как «Лучшая актриса» за роль в фильме бельгийца Хоакима Лафосса «После любви». «Лучший актёр» Мераб Нинидзе, сыгравший в фильме Дито Цинцадзе «Вторжение», тоже отсутствовал. Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков, хотел вручить особый приз от Гильдии, статуэтку слона, турецкому режиссёру Зеки Демиркубузу, снявшему сильное кино «Внутри» по мотивам «Записок из подполья» Достоевского.

– Слон – священное критическое животное, потому что он своими ногами-тумбами вытаптывает антихудожественные побеги, а другими органами, которые я сейчас перечислять не буду, поливает и удобряет ростки художественные, – объяснил Матизен и немедленно раскритиковал программу. – Большинство кинокартин, к сожалению, показывают явления, а не сущности. Они не заглядывают внутрь человека. Но мы нашли исключение и хотим наградить картину Демиркубуза «Внутри» за художественное исследование тёмных сторон человеческой души.

Но Демиркубуза не было.

 

 

Зато на церемонии были замечены режиссёр Павел Лунгин (фильмы которого в этом году не были показаны на фестивале) и шоумен Олег Гаркуша. Но присутствие последнего было понятно. Гаркуша сыграл одну из главных ролей в новом фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу», который похож на гибрид фильма Петра Буслова «Бумер» со «Сталкером» Тарковского: бандиты в машине ищут место исполнения заветных желаний. Всё в целом выглядит, как этакий русский апокалипсис. Но режиссёр уверяет, что фильм – не символ и не притча, а магический реализм на русской почве. Реализм тут доходит до того, что сам Балабанов снялся в своём фильме в маленькой, но ёмкой роли, что характерно, кинорежиссёра. Наверное, эта сумрачная рефлексия поразила жюри. За фильм Балабанову присудили победу в номинации «Лучший режиссёр». И даже победитель в зале имелся.

Он вышел на сцену и, в своей лаконичной манере, сказал «Спасибо».

– Я очень надеюсь, что когда-нибудь Алексей Балабанов порадует нас историей о счастье, а не только о том, что потерять его легко, – более распространённо высказалась вручавшая приз Гилли Мендель, член жюри и директор Иерусалимского кинофестиваля.

Главное на фестивале – кино и зритель.

Приз зрительских симпатий заработал фильм финского режиссёра Мики Каурисмяки, брата знаменитого Аки Каурисмяки. Картина «Дорога на Север» фабулой похожа на другое северное кино – «Возвращение» Звягинцева. Тут тоже герой отправляется в путешествие с внезапно обретённым отцом. Только всё это, конечно, приправлено не русской тоской, а финской меланхолией.

Гран-при достался фильму латвийского режиссёра Юриса Пошкуса «Крутая Колка» о трёх друзьях из рыбацкой деревушки Колки на побережье Балтийского моря. Приз вручала сама Эрика Грегор, основательница Берлинского кинофорума.

– Спасибо огромное, – сказал режиссёр-триумфатор. – Я хочу напомнить, что пять лет тому назад на Московском кинофестивале моя дебютная картина выиграла специальную награду компании Kodak – 10 000 метров киноплёнки. Вот на этой киноплёнке и появилась новая лента. И тогда я получил эту награду из рук Ульриха Грегора, мужа Эрики.

 

 

Все призы раздали, дело дошло до фильма, закрывающего фестиваль. «Теневая танцовщица» – британская картина нынешнего года. Это история молодой женщины из Белфаста, которую вербуют английские спецслужбы для слежки за собственными братьями – членами ИРА. Политический триллер, или психологическая драма, или даже сентиментальная любовная история – как ни странно, фильм укладывается в любую из этих интерпретаций. Наверное, это признак многослойности. Дополнительно украшает фильм игра звёзд – Клайва Оуэна и Джиллиан Андерсон; из них получились отличные агенты МИ5. Впрочем, и все остальные, менее знаменитые актёры, держат уровень.

А что ещё нужно? В конце концов, правда: главное на фестивале – кино и зритель.

Материалы по теме:

Третий петербургский кинофорум: значит, это кому-нибудь нужно?.. 

«Ленфильм» как пирог

«Ленфильм-студио»: деньги появятся, но сохранится ли дух великой мастерской?

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама