Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

«Расстрельные» губернаторы уходят по расписанию

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org В российских регионах стартовала новая волна губернаторских отставок. Она пугает политический истеблишмент - хотя бы тем, что внешне эти отставки не обусловлены ничем, кроме позиций отставных глав регионов в профильных рейтингах, а также политической воли «с самого верха»

На этом фоне стало известно, что администрация президента РФ готовит новые критерии эффективности губернаторов, несоответствие как минимум двум из которых сделает уход главы региона почти неизбежным. Это, по мнению политологов, может привести к еще более частой ротации высших региональных чиновников.

Пророческий рейтинг

Начало нынешней недели выдалось бурным для российского политического сообщества. Утром в понедельник был опубликован очередной «рейтинг выживаемости» губернаторов, составленный близким к Кремлю «Фондом развития гражданского общества». Наибольший интерес в нем, по традиции, вызвали самые низкие строчки, ведь именно «в подвале» располагаются фамилии губернаторов, которые в ближайшее время могут уйти в отставку. На этот раз «на Камчатке» оказались главы Карелии и Бурятии - Александр Худилайнен и Вячеслав Наговицын, губернаторы Рязанской и Свердловской областей - Олег Ковалев и Евгений Куйвашев, глава Пермского края Виктор Басаргин, а также новгородский губернатор Сергей Митин и ивановский - Павел Коньков.

Почти сразу после публикации рейтинга выяснилось, что один из фигурантов «расстрельного списка» сам объявил об отставке - им оказался глава Пермского края Виктор Басаргин.

Почти сразу после публикации рейтинга выяснилось, что один из фигурантов «расстрельного списка» сам объявил об отставке - им оказался глава Пермского края Виктор Басаргин. «Мой срок полномочий заканчивается в мае, считаю необходимым обратиться к президенту с просьбой о досрочном сложении полномочий», - заявил он на пресс-конференции. Все сразу вспомнили, что экс-министр регионального развития РФ Басаргин возглавлял Пермский край с мая 2012-го и до последнего времени в отставку вроде бы не собирался.  

Во вторник заявил о готовности покинуть свой пост еще один обитатель рейтингового «подвала» - глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Он оказался даже более многословным, чем Басаргин.

«С моей стороны это вполне обдуманный шаг. И никто меня к этому решению не подталкивал. Я принял для себя решение не баллотироваться на третий срок. Во всем мире придерживаются того же принципа - два срока. Должна быть ротация: при ней приходит новая, свежая волна, оживляющая экономику и взаимодействие в регионе», - сообщил Наговицын.

При этом он уточнил, что его уход «обусловлен еще и тем, что кандидат, которого вскоре назначит президент Путин, должен успеть до начала предвыборной борьбы познакомиться с регионом и людьми».

Стало окончательно ясно: решение Наговицына об уходе было, что называется, относительно добровольным. У экспертов тут же возник вопрос: ожидать ли в ближайшее время отставки пяти остальных фигурантов «расстрельного списка»? Тем более, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил удовлетворение происходящим, сообщив: «Обновление губернаторского корпуса - это не кампания, это постоянный ротационный процесс. Президент много раз говорил: это процесс обновления, константа его линии, и эта линия будет продолжаться».

«Невидимые» критерии эффективности

Вопрос об эффективности тех или иных глав регионов (точнее, вопрос об ее оценке) обсуждается давно. Федеральные СМИ и различные фонды регулярно публикуют свои «рейтинги выживаемости губернаторов», основываясь на своем представлении об «идеальном» главе региона. При этом реальную управленческую эффективность большинства глав субъектов РФ оценить нельзя: многое остается лишь на бумаге. Политологи подчеркивают: при нынешнем устройстве вертикали власти в РФ решение тех вопросов, по которым можно делать выводы о талантах губернатора, зачастую не зависит от него самого.

При нынешнем устройстве вертикали власти в РФ решение тех вопросов, по которым можно делать выводы о талантах губернатора, зачастую не зависит от него самого.

Среди них - вопросы финансирования строительства жилья, развития инфраструктуры, привлечения иностранных и внутренних инвестиций в регион и т.д. Обычный порядок таков: сначала руководство субъекта федерации оценивает его наиболее насущные потребности и направляет запрос в Москву. А уже затем в Кремле и Белом доме решают, сколько именно средств из бюджета отправить «на места» и что там нужно сделать в первую очередь. При этом федеральные чиновники легко могут приплюсовать, допустим, к постройке футбольного стадиона к ЧМ-2018 еще и реконструкцию доброй половины города. В ведении Москвы оказались и такие вопросы, как открытие новых больниц и поликлиник, строительство промышленных кластеров, аэропортов, морских портов и т.д.

Тем временем, политологи констатируют: на уровне федеральной политики подавляющего большинства губернаторов давно не слышно и не видно. За исключением автократа, главы Чечни Рамзана Кадырова и, пожалуй, «образцового» московского мэра Сергея Собянина. Фамилия того или иного губернатора может мелькнуть в федеральных новостях в связи с его успехами или неудачей на выборах - думских или президентских. Иногда какого-нибудь главу региона приглашают на беседу к президенту, но «в телевизоре» эта беседа носит символический характер. Как правило, Владимир Путин на публике не вдается в такие детали, как состояние бюджета региона, рост инвестиций или деловой климат.

Еще один повод для россиян узнать о делах отдельного губернатора - его арест за какую-нибудь «беспредельную» коррупцию. Сейчас из-за этого в СИЗО сидят сразу трое глав регионов: сахалинский экс-губернатор Хорошавин, экс-глава Коми Вячеслав Гайзер и бывший глава Кировской области Никита Белых.

Северо-Западный аспект

На фоне общей федеральной «безвестности» глав регионов РФ петербуржец Георгий Полтавченко выделяется не сильно. Что может вспомнить рядовой горожанин о шести годах его деятельности? Пожалуй, то, что он пришел к власти в городе на фоне скандального снятия с выборов 2011 года его главного конкурента Оксаны Дмитриевой. А еще то, что он отменил все крупные проекты, задуманные его предшественницей Матвиенко: прокладку «Орловского тоннеля», легкорельсовой дороги в Пулково, Ново-Адмиралтейского моста и зоопарка в Юнтолово. Сделано это было «из-за их непомерно высокой цены».

Зрителю федеральных новостей Полтавченко мог запомниться совсем другими вещами. Например, тем, что его лицо регулярно появляется на пасхальных службах за спиной Владимира Путина.

Наверняка горожане вспомнят, что Полтавченко ввел мораторий на строительство и снос домов в историческом центре, выделил средства на реконструкцию «Новой Голландии» и Конюшенной площади. А также запретил размещение широкоформатных рекламных баннеров в центре Петербурга. С его подачи с лета 2012 года по Петербургу начали курсировать ночные автобусы, дублирующие маршруты линий метро. А в марте 2012-го он подписал закон, предусматривающий наказание «за пропаганду гомосексуализма и трансгендерности среди несовершеннолетних».

Но все это видно лишь из Петербурга. Зрителю федеральных новостей Полтавченко мог запомниться совсем другими вещами. Например, тем, что его лицо регулярно появляется на пасхальных службах за спиной Владимира Путина. Или отчетами о строительстве «Зенит-Арены», которая не доведена до ума до сих пор и стала в стране притчей во языцех. Наконец, историей с передачей Исаакиевского собора Русской православной церкви, эхо которой не могло не дойти до Москвы. Ярких «салютов» Полтавченко на федеральном уровне нет - и это лишь подтверждает выводы экспертов.       

В последнем «расстрельном списке» губернаторов - сразу два представителя Северо-Западного региона. Это глава Карелии Александр Худилайнен и губернатор Новгородской области Сергей Митин. Тот факт, что в список попал Александр Худилайнен, в самой Карелии никого не удивил. Почти все рейтинги за пять лет его руководства регионом сулили ему потерю поста. Эти настроения усилил и прошлогодний персональный выговор от президента. Впрочем, и сам карельский регион - крайне проблемный: обилие моногородов, неразвитая инфраструктура, устаревшая промышленность. По мнению экспертов, с такими показателями быстро добиться заметного улучшения ситуации невозможно, что и тянуло вниз рейтинги Худилайнена.

В последнем «расстрельном списке» губернаторов - сразу два представителя Северо-Западного региона. Это глава Карелии Александр Худилайнен и губернатор Новгородской области Сергей Митин. 

Впрочем, по ряду направлений ему все же удалось добиться серьезных подвижек. При нем была разработана и принята программа развития ряда моногородов (с серьезным федеральным финансированием). Также из федерального бюджета финансируется стратегическая программа развития республики к ее 100-летию. С использованием иностранных инвестиций возведен новейший завод по производству OSB-плит. Главная же проблема Худилайнена - противостояние с местными элитами, которые с самого начала восприняли «варяга» в штыки. Так что нынешний глава Карелии имеет все шансы стать жертвой тех же интриг.

Попадание в черный список новгородского губернатора Сергея Митина тоже не удивило местную общественность. Недоброжелатели пророчили ему досрочную отставку еще год назад. Среди них - местные оппозиционные политики, невостребованные политологи и политтехнологи, а также обиженные члены регионального отделения Союза журналистов. Авторитарный стиль Митина за все 9 лет его правления создал ему массу врагов в регионе.

Между тем, статистические показатели Новгородчины вроде бы не давали повода обвинять Митина в неэффективности. За последние годы местные силовики завели целый ряд уголовных дел против новгородских бизнесменов, но ни в одном из них имя Митина не фигурировало. Зато на его счету оказался громкий конфликт с главой областного центра Юрием Бобрышевым, отягощенный тем, что оба чиновника - видные члены местной «Единой России».

Грядущую отставку Митина косвенно подтверждает резкое снижение его публичной активности, а также официальное отсутствие планов идти на губернаторские выборы осенью 2017 года. Это может означать, что одобрения Москвы на это у него нет. Хотя надо заметить, что сам Владимир Путин посещает регион с заметной регулярностью.  

Новые мерки для губернаторов  

На днях выяснилось, что в администрации президента разрабатывают новые, «объективные» критерии эффективности глав регионов. Ключевыми среди них станут уровень экономического развития региона (успешность усилий губернаторов по привлечению инвестиций), уровень социальной стабильности (выплачиваются ли вовремя зарплаты и пенсии), борьба с коррупцией и «семейственностью», умение ладить с местными элитами, а также успехи глав регионов на выборах (проще говоря, высокий процент голосования за «Единую Россию»). Провал по двум из этих критериев будет автоматически вызывать отставку губернатора.

Новый глава АП Сергей Кириенко, как истинный технократ, вводит четкую систему с несколькими ключевыми критериями. Основные параметры для оценки: экономический, электоральный и умение ладить с элитами.

В свое время официальные критерии развития региона разработало Минрегионразвития, но их оказалось почти три сотни, что сильно затрудняло принятие решений.

«Поэтому чаще всего решения по губернаторам в Кремле принимались волюнтаристски. Новый глава АП Сергей Кириенко, как истинный технократ, вводит четкую систему с несколькими ключевыми критериями. Основные параметры для оценки: экономический, электоральный и умение ладить с элитами», - говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Политолог Аббас Галлямов уверен, что новые критерии «выглядят разумно».

«Российская политика - это постоянная и жестокая борьба группировок и кланов между собой. При принятии кадровых решений руководствуются прежде всего этой логикой. Это - далеко не первая попытка внедрить формальные показатели в российскую политику. Но соответствие им никогда не было главной причиной кадровых решений. В любых критериях дьявол всегда кроется в деталях - важно, какие именно рейтинги будет использовать администрация президента и кто будет их составлять», - заключает эксперт.

Аналитики уверены: даже введение новых критериев оценки работы губернаторов вряд ли сделает процедуру их назначения и отставки более прозрачной и понятной для рядовых россиян. Впрочем, людей, реально интересующихся процессами, происходящими во власти, в России с каждым годом становится все меньше. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Павел, менеджер по продажам, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии