Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Четыре взгляда на Большую Морскую

 Фото: проект студии «32 декабря» Фото: проект студии «32 декабря» Архитекторы и общественные активисты представили четыре концепции развития общественного пространства в пешеходной части Большой Морской улицы. Этот 200-метровый участок пока остается единственной новой общественной зоной, которую Смольный может предложить горожанам, при этом вопрос финансирования работ до сих пор не решен

Создание общественного пространства на небольшом кусочке Большой Морской улице началось еще весной 2015 года - с соответствующей инициативой к вице-губернатору обратились активисты движения «Красивый Петербург». Смольный отреагировал - уже летом участок между Невским проспектом и аркой Главного штаба стал пешеходным, а Комитет по благоустройству установил здесь скамейки и урны. Правда, уже через месяц убрал - якобы на зиму, и потребовалось вмешательство вице-губернатора, чтобы элементы благоустройства вернули на место.

Но несколько скамеек и пара кустов - это еще не общественное пространство, решили представители рабочей группы по вопросам развития общественных пространств при вице-губернаторе Игоре Албине и попросили общественников и проектировщиков подготовить возможные концепции развития этой зоны, попутно поставив перед ними ключевые вопросы - зачем это пространство, какие потребности граждан оно удовлетворяет, почему выбраны те или иные решения.

Больше скамеек

На эти вопросы постарались ответить четыре группы исследователей. Так, общественное движение «Городские проекты Санкт-Петербурга» (проект Ильи Варламова и Максима Каца) провело социологическое исследование настроений и чаяний граждан относительно этого места. 84% респондентов заявили, что хотят пешеходную зону, при этом бизнес-сообщество, которое, по большей части, обитает в БЦ «Лидваль» на Большой Морской, 3-5, выступило резко против того, чтобы у них отбирали парковку.

По мысли горожан, улица должна превратиться из транзитного пешеходного коридора в зону притяжения

Как говорят общественники, многие компании вынуждены из-за этого подыскивать себе новый офис. В остальном же люди хотели зелени, мест для отдыха, а также событийности и интерактивности на этом месте. По мысли горожан, улица должна превратиться из транзитного пешеходного коридора в зону притяжения.

На этих принципах «Городские проекты» и построили свою концепцию. Как рассказала координатор движения Ксения Чапкевич, авторы постарались воплотить уже испробованный в столице рельефный метод формирования городских пространств. Ширина улицы - 30 метров, и около трети, по мысли авторов, будет занимать волнообразный променад высотой до 1,5 м с местами для отдыха, зеленым газоном.

Вдоль променада расположатся точки интереса - сувенирные лавки, мелкая торговля и развлечения. Эти «горки» сформируют новый для города визуальный ландшафт и заложат интересную траекторию движения. «Нас уже спросили, не станут ли эти рельефы местом обитания роллеров и скейтеров, но мы предполагаем, что будет применено специальное покрытие, которое будет ломать и портить колеса», - кровожадно заявили разработчики концепции.

Вдоль променада расположатся точки интереса - сувенирные лавки, мелкая торговля и развлечения. Эти «горки» сформируют новый для города визуальный ландшафт и заложат интересную траекторию движения

Аутентичный, сдержанный и по-хорошему консервативный проект представила студия «32 декабря». Как рассказал глава студии Дмитрий Лагутин, концепция создавалась при участии Феликса Романовского, бывшего главного художника Ленинграда, приложившего руку, кстати говоря, к нынешнему виду Большой Морской практически наравне с Карлом Росси.

Именно идеи великого зодчего и наследует предлагаемая концепция. Авторы выделяют в ней четыре главных направления. Первое - продолжение главного петербургского меридиана (Большая Морская в этом аппендиксе географически продолжает Московский проспект). Общую архитектурную стилистику предлагается выдержать в имперском стиле, присущем Росси.

Вторая идея - поставить на улице фигуры солдат императорской армии, обыграть «военную тематику». Кроме того, предлагается установить некий памятный знак, выделяющий эту зону, с которым будет ассоциироваться улица. Это могут быть солнечные часы или нечто более современное.

Застолбить место

Авторы третьей концепции, московское бюро WowHaus и петербургское Rhisomе Group не скрывают, что их проект изначально создавался как временный, а потому не предполагает капитального строительства, перекладки дорожного покрытия и т. д. Авторы предлагают разделить улицу посредством дорожной разметки (зоны отделяются линиями), установить длинные скамейки по всей улице, а также специальные инфопункты и информационные щиты, которые расскажут петербуржцам об истории города и этой улицы в частности. Также предполагается временное озеленение (деревья в кадках).

Стоимость создания этой инфраструктуры авторы оценивают примерно в 20 млн рублей. «Экономическая ситуация и политическая конъюнктура может измениться, а этот проект можно реализовать быстро и без больших вложений. По сути, этим проектом можно показать развитие этой зоны, “застолбить территорию”», - рассказал представитель компании Евгений Решетов.

Пожалуй, самую детальную и проработанную концепцию представило движение «Красивый Петербург». Как рассказал координатор Стив Каддинс, в 2014-2015 годах общественники проводили свое исследования этой зоны, включая зону влияния Невского проспекта. Свою концепцию они готовили из расчета, что суточный поток через этот участок Большой Морской составляет до 45 тысяч человек, а в близлежащих локациях в туристический сезон может скапливаться до 317 тысяч человек.

Осенью, открывая первую в Петербурге зону платной парковки, вице-губернатор Игорь Албин заявлял, что с автовладельцев в ближайшее время планируется собрать около 450 млн рублей, которые пойдут именно на создание городских общественных пространств

Саму улицу авторы предлагают разделить на несколько зон: транзитную (включает въезды во дворы, пешеходные потоки, проезды для коммунальных служб), туристическо-информационную (инфопункты, стенды, продажа сувениров), рекреационно-досуговую (места для отдыха, скамейки, большая площадка для мероприятий) и зону уличного питания. Это могут быть летние кафе и нестационарные фудкорты.

Максимальная стоимость этих работ составит 133 млн рублей (рассчитывалась на основе аналогичных проектов в российских городах), при этом бюджетное участие здесь может быть сведено к минимуму. Деньги могут дать спонсоры, рекламодатели, или же проект может быть реализован на основе ГЧП. «К тому же у нас есть такой отличный резерв, как ПАО “Газпром”, которое уже выступало меценатом и мостило улицы города. Здесь можно пойти по тому же пути - в обмен на финансовую помощь на улице будут размещены баннеры или информационные материалы компании», - рассуждает господин Каддинс.

Пока же денег на реализацию ни одной из этих концепций нет, признался глава рабочей группы Евгений Бондарчук. Будет ли финансовое обеспечение или нет - до сих пор непонятно, но деньги обещаны были - осенью, открывая первую в Петербурге зону платной парковки, вице-губернатор Игорь Албин заявлял, что с автовладельцев в ближайшее время планируется собрать около 450 млн рублей, которые пойдут именно на создание городских общественных пространств.

Но даже без источников финансирования идею нужно «двигать», говорят члены рабочей группы. Инициаторы напишут письмо Игорю Албину с просьбой определить заказчика и лимиты финансирования. Затем КГА вместе с рабочей группой разработают ТЗ и проведут соответствующий конкурс на разработку проекта общественного пространства.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии