Конкурс красоты ради
Петербуржцам наверняка будет приятно прочитать, что скоро многие унылые места города преобразятся. Вероятно, для этого был организован международный архитектурный конкурс, в рамках которого девять проектировщиков предложат свою модель перестройки промышленной зоны к югу от центра на 4 тысячах гектарах.
В конце сентября общественность сможет полюбоваться на то, как могли бы выглядеть промзоны Петербурга. Помечтать, наградить победителей и… забыть.
Перед участниками, архитектурными бюро из Петербурга, Москвы и Европы, поставили цель - создать концепцию использования области южнее Обводного канала, включающую 40% территории для жилых массивов и по 30% - для деловой и рекреационной застроек. КГА объявил этот конкурс во исполнение сентябрьского поручения губернатора Полтавченко обратить внимание на эти пространства.
Каждому участнику досталось по пилотному участку к югу от Обводного канала, чтобы архитекторы смогли воплотить свои самые смелые фантазии.
В итоге в конце сентября общественность сможет полюбоваться на то, как могли бы выглядеть промзоны Петербурга. Помечтать, наградить победителей и… забыть, вновь созерцая разрушенные стены, торчащие трубы и покосившиеся заборы в самом центре Северной столицы.
Программа имени Матвиенко
Пустыри, заброшенные заводы и фабрики, хаотично переделанные под офисы или модные лофты, занимают в Петербурге чуть ли не 40% всей центральной части города. В этом мы уверенно обгоняем даже Москву с ее 30% (к слову, в европейских городах такой показатель не превышает 10%). Это так называемый «серый пояс», о ликвидации которого говорила Валентина Матвиенко еще во время первого послания в качестве губернатора Санкт-Петербурга в 2004 году.
Петербург плотным кольцом зажимают со всех окраин «спальные районы», а примыкающие к центру пустыри и разваливающиеся памятники промархитектуры нежно оберегаются от какого-либо разумного использования.
С тех пор к этому вопросу неоднократно возвращались, но все упиралось в интересы собственников, владеющих этими территориями. Чтобы выкупить у них недвижимость, нужны деньги. А пока их нет, любые разговоры о редевелопменте - просто красивое украшение публичной речи политика.
Нынешний глава города Георгий Полтавченко еще три года назад поддержал комиссию, отклонившую почти 2 тысячи поправок в генплан, в том числе и по этим территориям. Он назвал тогда это «брестским миром наоборот» - город отказался от застройки жильем этой зоны, получив взамен пространство для маневров. Впрочем, оставить как есть и ничего не менять - характерный для нынешнего Смольного поступок.
В результате Петербург плотным кольцом зажимают со всех окраин «спальные районы», загружая и так перегруженную транспортную инфраструктуру, а примыкающие к центру пустыри и разваливающиеся памятники промышленной архитектуры нежно оберегаются от какого-либо разумного использования. По данным РБК, загрузка мощностей предприятий на этих территориях составляет всего 35%, т.е. по большей части такие фабрики и заводы - полумертвая зона, занимающая невероятно огромные пространства.
И текущий конкурс «идей» - всего лишь очередная попытка властей поговорить о прекрасном. Правда, о какой-либо реализации проектов в жизнь речи уже не ведется. Во время жеребьевки по распределению пилотных участков каждой из компаний звучали неизменные вопросы о том, как будут «двигать» с места нынешних собственников.
«У нас в России только один механизм – выселять собственников и выдавать им компенсации. Возможно, мы пойдем по европейскому пути - предложим присутствующему бизнесу преференции для развития территорий. Однако до этой стадии мы еще не дошли, сейчас пока речь только об идеях», - говорил член экспертной группы, генеральный директор Knight Frank Николай Пашков.
Кстати, когда властям города нужно освоить что-то в этой серой зоне, решения принимаются без лишних концептуальных конкурсов. Так, например, «без шума и пыли» был разработан проект новой скоростной магистрали, так называемого «Восточного скоростного радиуса». «Трасса с 6-8 полосами движения пройдет внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов. Через Неву предусмотрен мостовой переход в створе Зольной и Фаянсовой улиц», - сообщили нашему изданию в КРТИ.
Конкурс идей, а не финансов
Нынешний мозговой штурм «серого пояса» обойдется бюджету города примерно в 5 млн рублей - по 500 тысяч каждому участнику за проект плюс несколько сотен тысяч рублей на организацию конкурса.
Нынешний мозговой штурм «серого пояса» обойдется бюджету города примерно в 5 млн рублей - по 500 тысяч каждому участнику за проект плюс несколько сотен тысяч рублей на организацию конкурса.
Для участников комитет составил программу, в которой прописаны нормы и ограничения. Это общегородские правила соблюдения высотности, объем зеленых насаждений и перечень исторических объектов, которые трогать без разрешения нельзя. Правила участники конкурса получили только во время жеребьевки, разобраться еще не успели.
Однако у КГА нет детальной картины структуры собственности бывших предприятий. Какие предприятия можно подвинуть и как это будет выглядеть, в Смольном еще даже не думали.
Впрочем, по мнению консультанта председателя конкурса Анны Катхановой, говорить о такой конкретике еще рано. «Речь лишь об идее направления развития города, а не реализации концепции. Например, проект по новому использованию портовых территории в Гамбурге. Он уже осуществляется 19 лет, и его срок - 2020 год. То, что именно эти проекты будут использоваться в итоге, выглядит нереальным. Пока это просто конкурс идей, говорить о том, что по его завершении 30 сентября начнется реализация концепции победителя, нельзя», - обнадежила Катханова.
Чиновница подчеркнула, что это именно «конкурс идей» и о том, чтобы начать сам редевелопмент, а тем более выселять собственников предприятий и что-то им компенсировать, речи нет, а значит - и финансовые вопросы неуместны. Максимум, для чего могут быть использованы работы, говорит Катханова, - это включение некоторых фрагментов проектов в Генплан, который примут в 2018 году.
Вот цель закрытого международного архитектурного конкурса, результаты которого до практического воплощения вряд ли доживут в представленных красивых макетах и картинках. Что ж, мечтать, как известно, бывает и не вредно.