Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Театр равных возможностей

 Фото: Марина Корнакова Фото: Марина Корнакова Открытием одиннадцатого Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», который в последние дни апреля традиционно проходит в Санкт-Петербурге, стал спектакль «Майская ночь» Московского театра кукол Каролины Жерните (Литва) в рамках программы «Театр равных возможностей»

Его особенность заключается в том, что зрители постоянно находятся на сцене, внутри спектакля, который построен на звуках и прикосновениях. Дуновение ветра, шелест листьев, крики птиц, мелодии сопровождают их на протяжении всего действия. Они не видят, но слышат сердцем, а главное - чувствуют происходящее.

Зрители постоянно находятся на сцене, внутри спектакля, который построен на звуках и прикосновениях

«Очень важно сделать так, чтобы актер был нужен зрителю, а зритель - актеру. Это главный посыл для нашего необычного спектакля. Сначала мы думали, что играем только для слепых, но выяснилось, что выстраивается диалог между зрячими и незрячими зрителями», - рассказала Каролина Жерните во время обсуждения проблем доступности городской театральной среды детям с ограниченными возможностями здоровья в ходе круглого стола, за которым собрались режиссеры, актеры, педагоги, психологи.

«Дети реагируют ярче. Однажды у меня на спектакле был случай, когда ребенок - незрячий, гиперактивный, находился на сцене и все трогал, танцевал, - в общем, принимал активное участие в действии, все, что давали, клал в карман... А после спектакля, на обсуждении, говорил, что ему все очень понравилось, хвастался тем, что удалось «отвоевать» у актеров, и пожаловался, что один цветок не удалось прикарманить - очень быстро отобрали. Тут вступила в разговор девушка-зритель, которая сказала, что цветок у нее есть. И мальчуган предложил поменять его на фасоль. На глазах у всех они принялись меняться. Думаю, именно в живой реакции, живом общении - величайшая сила театра», - объяснила режиссер.

Фото: Марина Корнакова

Аналогичные мнения высказали и другие участники круглого стола. Театр способствует развитию ребенка, развивает фантазию, знания и возможности, это настоящее лекарство - отмечает директор школы-интерната для глухих детей, режиссер театра «Пиано» Владимир Чикешев из Нижнего Новгорода.

«В нашем интернате 72 ребенка, но в течение года к нам приезжает множество новых людей. На несколько месяцев выстроена программа посещения интерната. Они приезжают, знакомятся и, как правило, уезжают друзьями, а потом обязательно возвращаются. «Интернат» звучит угрожающе - как резервация», - отметил он.

По его словам, в основе всего - свобода движения: «Мы учим их игре превращения, и они с удовольствием играют. Часто спрашивают, как они слышат музыку. Но никаких вибраций они не слышат… Главное, сделать так, чтобы ребенок органично себя чувствовал. Они не слышат музыку, но природа их музыкальна, они фантазируют. Язык движения, тела, танца более понятен, чем речь», - пояснил Владимир Чикешев.

По его мнению, проблемами таких интернатов остаются кадровые вопросы: «Работают люди преимущественно пенсионного возраста, и никакого театра в большинстве случаев они не хотят», - поделился режиссер.

«К сожалению, семья постепенно теряет свое значение - многим детям семейное воспитание заменяет воспитание в детском саду. А в процессе образования особое значение имеет игра», - считает кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена (факультет коррекционной педагогики) Светлана Кондратьева.

Фото: Марина Корнакова

Опытом постановки кукольных спектаклей с людьми на инвалидных колясках поделился театр Домини. «Сила духа подчас сильнее, чем физические возможности», - утверждает главный режиссер театра Эдуард Гайдай.

Главное, сделать так, чтобы ребенок органично себя чувствовал. Они не слышат музыку, но природа их музыкальна, они фантазируют

«Работаю в психо-неврологическом интернате с населением 1600 человек. Сегодня наша организация «Перспективы» поддерживает 150 человек, а театральная студия была создана 14 лет назад - мне хотелось осуществить проект внутри закрытого учреждения, где у людей практически нет шансов на то, чтобы приобщиться к искусству», - рассказала руководитель театра Елена Шифферс.

Пять актеров из созданного ею театра вместе с партнерами из Швейцарии и Германии участвуют в международном проекте «Театр без границ». Спектакли идут на трех языках: русском, итальянском и немецком. «Встречаемся в одной из европейских стран и готовим совместный спектакль, который длится полтора часа. В первый раз мне было очень страшно, но все сложилось. Спектакли этюдные, фрагментарные. Сценическая площадка - черный кабинет, буквально по Пастернаку: «Нет ничего, я вышел на подмостки...» Основное - люди, их пластика, чувства, человеческие отношения. Состоялось три спектакля: «Прогулка», «Время весов», «Колыбельная ветра», - объяснила Елена.

Фестиваль проходит в Санкт-Петербурге накануне майских праздников (23-30 апреля). Детские театры страны традиционно участвуют в конкурсе на соискание Российской национальной театральной премии «Арлекин» 2014 года. Программа «Театр равных возможностей» - часть фестивальной программы, посвященной проблемам доступности городской среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Денис, фотограф, 39 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии