Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Уступите велосипедисту

 Фото: Андрей Куликов Фото: Андрей Куликов Велосипедизация Петербурга стала настоящей манией для горожан. Если еще пару лет назад на улицах города велосипедист был редкостью, то сегодня они становятся полноценными участниками дорожного движения и требуют для себя специальной инфраструктуры. Журналист «Общественного контроля» проверила на себе, насколько готов город к велосипедизации

Стоит начать с того, что велосипед в моей жизни так или иначе присутствовал с малолетства. Сначала трехколесный, затем и двухколесные друзья служили мне лишь способом приятно провести время. Велопрогулки я устраивала в свободное время и каталась сравнительно недалеко.

Статистика по авариям с участием велосипедистов за прошлый год впечатляющая: более 450 ДТП по региону, в том числе 4 смертельных. 

Два года назад я решила время от времени превращать велосипед из прогулочного транспорта в полноценное средство передвижения. Так я начала ездить в теплые летние дни на велосипеде на работу. Тогда уровень моих знаний ПДД сильно хромал, поэтому приходилось ездить по тротуару, пугая прохожих. После первого лобового столкновения на тротуаре с еще одним начинающим велолюбителем я решила все-таки почитать правила поведения велосипедиста в городе и стараться им следовать.

Знание ПДД обезопасило пешеходов от меня, а самой мне было крайне неуютно на дороге без развитой велоинфраструктуры. Водители еще только начали привыкать к «хрустикам». Статистика по авариям с участием велосипедистов за прошлый год впечатляющая: более 450 ДТП по региону, в том числе 4 смертельных. Но, успокаивая ежедневно маму, я продолжала ездить почти каждый день.

Тестирование нескольких существующих в городе велодорожек показало их почти полную бесполезность. По ним здорово прогуливаться, учить малышей ездить, такие дорожки, наверное, подойдут для любителей роликов или самоката. Но существующие велодорожки короткие и не составляют единой сети, поэтому пользоваться ими велосипедисту в утилитарных целях не имеет смысла.

Зато с велопарковками дело обстояло лучше. Они стали появляться у вестибюлей метро, у кафе, гостиниц, магазинов и у так называемых социально значимых объектов. В целом велопарковки существенно облегчают жизнь велосипедиста, особенно если конструкции продуманы и удобны.

В новых ПДД введены понятия «велосипедная дорожка», «полоса для велосипедистов», «пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)». 

Впрочем, в этом году наметились кое-какие подвижки в развитии велосипедного движения и создании удобной для города инфраструктуры. Речь идет о новых ПДД, где введены понятия «велосипедная дорожка», «полоса для велосипедистов», «пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)». Водители теперь обязанны при проезде перекрестков и повороте уступить дорогу велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке. Также вводятся новые дорожные знаки, обозначающие ВД, а также прописывается, где в случае отсутствия выделенной полосы имеет право двигаться велосипедист.

Кроме того, недавно правительство Петербурга, наконец, приняло постановление о развитии велосипедного движения в городе. Этого долго добивались активисты и депутат закса Ольга Галкина. Так, в планах городской администрации устроить более 200 км таких выделенных дорожек по 16 основным направлениям с обустройством специальных светофоров. Также предлагается установить новые велопарковки, временные места хранения велосипедов и перехватывающие парковки, которые позволили бы автолюбителям пересаживаться на двухколесный транспорт. При строительстве и реконструкции дорог КРТИ предлагает в обязательном порядке учитывать возможность устройства выделенной полосы для велосипедистов.

Все вышеперечисленные планы были разработаны совместно с активистами велодвижения. Так, сегодня в Петербурге существует настоящая велокоалиция, которая объединяет в себе движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», «ВелоПитер», «Красивый Петербург» и ряд инициативных горожан. Согласно их манифесту, у петербуржцев должен быть выбор транспорта. Это подразумевает наличие велосипедной инфраструктуры - нобходимой части современного европейского города, удобного для жизни. Чтобы грамотно ее создать, можно опираться на опыт других городов и стран.

В центре Северной столицы установят 30 пунктов проката, причем первое время взять покататься велосипед можно будет бесплатно, заверяют чиновники.

Еще этом году в Петербурге запустили проект городского велопроката. В центре Северной столицы установят 30 пунктов проката, причем первое время взять покататься велосипед можно будет бесплатно, заверяют чиновники. До этого в городе проходили экперименты по общественному прокату. Проекты freebike или St.Petersbike подразумевали, что можно было взять байк в любом уголке города и прокатиться до нужного места, затем велосипед брал кто-то другой. Организатор такого рода велопроката Илья Кулешов пытался собрать в этом году 600 тысяч рублей на дальнейшее развитие эксперимента, но пока безуспешно.

Стоит отметить, что наводнение улиц города велосипедистами заставило активистов создать велошколу. «Учитель» Александр Кожанов перед началом занятия как бы в шутку бросает, что это очень эгоистичный проект: никто не любит «чайников» на дороге, в том числе и собратья-велосипедисты. Кроме того, неграмотные «хрустики» портят имидж всей велосипедной братии. Именно поэтому в течение часа Кожанков подробно рассказывает о правилах поведения велосипедиста на дороге, о его правах и обязанностях, особенностях петербургского трафика, дает массу полезных советов и терпеливо отвечает на все вопросы. Потом ученики проходят на практическое занятие, где закрепляют пройденное.

Через такую школу прошел и велосипедист Александр Лозбенев. Имея стаж в катании около двух лет (двух теплых сезонов), он решился на суровый эксперимент: 365 дней в качестве транспортного средства использовать только велосипед. Сейчас идет первый месяц испытания. Александр ведет отчет своего эксперимента на страничке в социальной сети «ВКонтакте». Там он рассказывает об опыте катания, использовании велосипедной одежды или различных велогаджетов. Я робко спрашиваю, как же он намерен кататься зимой, когда выпадет снег. Александр честно признается, что еще не представляет.

В городе регулярно организуются покатушки, когда группа велосипедистов намечает маршрут и следует по нему.

Но раз мы начали с того, что велосипед в большей степени приобретают для досуга, стоит напомнить, что существует масса его вариантов. Так, в городе регулярно организуются так называемые покатушки, когда небольшая группа велосипедистов намечает маршрут и в том или ином темпе следует по нему. В моду также вошли велосипедные экскурсии. От пеших они отличаются в основном тем, что за отведенное время можно посмотреть вдвое больше достопримечательностей. И всегда можно собраться с единомышленниками, чтобы устроить в теплый летний день веломарафон к какому-нибудь отделенному уголку города, области, а может, даже махнуть за бугор.

Для каких бы целей байк ни использовался, игнорировать велодвижение в Петербурге больше нельзя. Именно поэтому практически все, с кем мне довелось беседовать при подготовке этой статьи, утверждали, что к велосипедисты сами могут себе помочь. А именно - своей массовостью и активностью привлечь внимание городских властей и горожан к необходимости развития в Петербурге велоинфраструктуры. Велозаезд по случаю открытия сезона в этом году был многолюдным. Но пока количество велосипедистов растет куда большими темпами, чем создается комфортная среда, выгодная, впрочем, всем участникам дорожного движения.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 20 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии