Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Юлия Невиновная

 Фото: Mstyslav Chernov/www.unframe.com/ Фото: Mstyslav Chernov/www.unframe.com/ На днях Верховный суд Украины поставил точку в одном из самых громких уголовных дел, будораживших страну в последние годы. Судьи окончательно оправдали бывшего премьер-министра и одного из главных «сидельцев» Украины Юлию Тимошенко. Они постановили,  что Тимошенко, будучи в 2009-м премьер-министром, не совершала никакого преступления во время заключения газовых контрактов между «Нафтогазом» Украины и «Газпромом»

- В ее действиях не было даже намека на превышение служебных полномочий.  Следовательно, «газовое дело» против нее закрыто из-за отсутствия не то что состава, а самого события преступления, - горделиво подчеркнул ее адвокат Сергей Власенко, подводя итог судебного заседания.

Будучи еще совсем недавно гонимой властями узницей, сейчас Тимошенко вновь  - лидер одной из главных политических сил в стране, движения «Батькивщина».

Казалось бы, теперь Юлии Тимошенко - только жить и радоваться. Будучи еще совсем недавно гонимой властями узницей, сейчас она вновь  - лидер одной из главных политических сил в стране, движения «Батькивщина», членами которого являются и действующий премьер Яценюк, и бывший и.о. президента Турчинов. Но радоваться Юлии Владимировне на самом деле нечему, и об этом - ниже.

В двух словах предыстория ее посадки выглядит слегка парадоксально. Эксперты хорошо помнят, что торг по цене на газ между Киевом и Москвой во второй половине «нулевых», в последние годы правления Виктора Ющенко, стал рефреном двусторонних отношений. Правда, по нынешним временам уровень этого торга выглядит странно - ведь тогда Россия сама предлагала Украине газ по 250 долларов за тысячу кубометров. Киев, в свою очередь, твердил, что это - «чистой воды грабеж». И хотел, будучи «западно ориентированным»,  покупать газ по цене, предоставленной Россией для «братской Белоруссии», - на тот момент порядка 160 долларов за тысячу «кубов».

Казалось, этот торг будет тянуться бесконечно, но потом случилось странное. Летом 2009-го на Украину приехал тогдашний премьер РФ Владимир Путин, который привез с собой новые предложения по газовым контрактам. Вместе с Юлией Тимошенко он несколько часов обсуждал их, причем новизна российских условий состояла в том, что цена на газ должна была рассчитываться по новой формуле: она напрямую привязывалась к текущей мировой цене на нефть. На первый взгляд, такая контрактная формула смотрелась для Киева привлекательно. 

Понятно, что сегодня уже никто наверняка не узнает, что именно происходило за закрытыми дверями резиденции Тимошенко. Возможно, на Юлию Владимировну снизошло затмение. Может быть, она забыла показать контракт своим бизнес-советникам (хотя и сама в свое время входила в руководство газовых структур Украины). А может быть, свою роль в переговорах сыграла редкая сила убеждения, которой, как говорят, обладает при личном общении российский лидер. В любом случае - после переговоров Юлия Тимошенко, не моргнув глазом, подписала контракт, по которому цена на газ для Украины выросла в течение полугода почти до 400 долларов за тысячу кубометров.

Может быть, свою роль в переговорах сыграла редкая сила убеждения, которой, как говорят, обладает при личном общении российский лидер.

Украинские финансисты тогда взвыли: газовые траты украинского бюджета тут же превратились в «черную дыру». Правительство Украины пыталось что-то сделать, его представители много раз ездили в Москву, но тщетно: контракт был составлен так, что изменить его в одностороннем порядке не представлялось для Киева возможным. России же это было и подавно не надо - Москве требовались жесткие рычаги для того, чтобы сохранять Украину в постсоветском ареале влияния. 

Постепенно раздражение украинских властей от необходимости платить втридорога за газ, не имея возможности вылиться вовне, нашло внутреннюю «цель» - ею стала автор подписи под контрактом Юлия Тимошенко. Однако президент Виктор Ющенко не решился применять какие-либо санкции к лидеру партии, популярной у миллионов украинцев. Но по мере приближения выборов нового президента Украины над Юлией Тимошенко все более сгущались тучи - становилось ясно, что им станет Виктор Янукович, заклятый враг Тимошенко. Который наверняка припомнил бы ей как провальный газовый контракт, так и все прошлые обиды.

На финише президентской кампании кандидат в президенты Тимошенко, совсем немного отстававшая от Януковича по рейтингам, пошла ва-банк. В одной из предвыборных речей она назвала конкурента «уголовником» а заодно - «негодяем». И тем самым подписала себе приговор.  

Менее чем через полгода после прихода Януковича к власти, в августе 2011-го, Генпрокуратура Украины обвинила Тимошенко в том, что при подписании газового контракта с Россией она превысила служебные полномочия, нанеся государству ущерб в миллиарды гривен. Вскоре после этого ее арестовали, а в октябре 2011-го Печерский райсуд Киева приговорил экс-премьера к семи годам лишения свободы. Позднее ей предъявили и другое обвинение - в том, что она нанесла государству ущерб более чем на 30 млн гривен в ходе ее руководства  компанией ЕЭСУ, а также в том, что она не доплатила более 681 тысячи гривен налогов.

Тимошенко воевала с тюремным начальством и организовывала митинги в свою поддержку сначала возле СИЗО, а позднее - возле больницы в Харькове, куда ее перевели поправлять здоровье.

Впрочем, в ходе своего заключения Юлия Тимошенко делала все, чтобы оставаться в поле зрения прессы. Она объявляла голодовки и делала громкие политические заявления. Воевала с тюремным начальством и организовывала митинги в свою поддержку сначала возле СИЗО, а позднее - возле больницы в Харькове, куда ее перевели поправлять здоровье. Однако, пока Янукович был у власти, было понятно: сидеть Юлии Владимировне еще долго. Все в одночасье изменил Майдан: в тот самый день, когда боевики «Правого сектора» совершили переворот, а Янукович бежал из страны, Верховная Рада одним из первых  своих решений освободила Тимошенко из заключения.

Казалось - ее «звездный час» настал, недаром первым делом Тимошенко приехала на Майдан. Увы, ее надежды на встречу с людьми на площади не оправдались. Майдан ей был не особо рад, риторика Тимошенко устарела, и во время ее первого выступления в инвалидном кресле периодически  слышался свист. Политическая конъюнктура изменилась, пошла дальше, а экс-премьер осталась в 2010 - 2011 годах.

- Тем не менее Тимошенко решила баллотироваться в президенты сразу же после освобождения. Это был один из самых больших просчетов Юли, который и привел к такому результату на выборах - всего 13 процентов. Скорее всего, она переоценила свои стартовые возможности. Эксперты отговаривали Тимошенко от участия в выборах, но она не стала слушать их советов - захотела получить все и сразу. К тому же Тимошенко сделала ставку на продолжение революции, на войну, в то время как большинство населения уже прошли эту фазу. Украинцы хотели мира, что им и обещал Порошенко. Юля, как Винни-Пух, полезла за медом не к тем пчелам, - говорит политолог Андрей Золотарев.  

После решения Верховного суда Украины перспектива вновь угодить за решетку Юлии Владимировне, все еще остающейся лидером движения «Батькивщина», грозит менее чем когда-либо. Однако ее политические перспективы, по оценке украинских политологов, весьма туманны.

Тимошенко слишком долго отсутствовала в политической жизни страны,  потеряла контроль над своей партией, растеряла харизму и убедительность.

- Тимошенко слишком долго отсутствовала в политической жизни страны,  потеряла контроль над своей партией, растеряла харизму и убедительность, - считает политолог Вадим Карасев. - Леди Ю, по сути, в глазах украинцев взяла на себя весь негатив от действий переходной власти, которая была в большой степени составлена из ее людей. Потеря Крыма, неудачные военные действия на Донбассе, усиливающийся экономический кризис, просчеты МВД - все это сказалось на Тимошенко. К тому же ее политическая риторика осталась на уровне времен ее посадки, в 2011-м году, - говорит эксперт.

Внешне Юлия Владимировна вроде бы до сих пор в игре: ее выступления регулярно показывают по украинскому телевидению, журналисты по-прежнему интересуются ее мнением  по актуальным вопросам политики Незалежной. Однако пророссийская часть населения страны до сих пор не отошла от ее предложения «уничтожать всех русских атомным оружием»,  а действующие власти, похоже, совсем не готовы выполнить ее рекомендацию ввести на Юго-Востоке страны военное положение.

Похоже, Юлия Владимировна и сама не заметила, как со временем начала превращаться в героя минувших дней, яркого, но бесперспективного для современной, до неузнаваемости изменившейся Украины персонажа. Сродни лидеру российских коммунистов Геннадию Зюганову - политику, яростно критикующему все действия власти, но не способному самостоятельно предложить хоть какие-либо действенные решения проблем. И от этого все больше превращающемуся в карикатуру на себя самого.

К тому же годы берут свое, а тюремное заключение, похоже, здорово подкосило здоровье «железной Юли». Поэтому эксперты все чаще задаются вопросом: раз уж тюремное заключение Юлии Владимировне больше не грозит, то не пора ли ей в скором времени  закончить политическую карьеру, дав дорогу более молодым и современным политикам? К тому же – не запятнанным ни политическими скандалами, ни подписанием явно невыгодных для своей страны соглашений. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, начинающий журналист, 22 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии