Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Россия и Китай перешли от намерений к конкретике

 Фото: Алексей Никольский/РИА Новости Фото: Алексей Никольский/РИА Новости Визит премьера Госсовета Китая Ли Кэцяна в Москву мировые СМИ освещали довольно сдержанно. Российские СМИ делали это лишь чуть подробнее: скорее всего, чтобы не привлекать внимания недоброжелателей с Запада к быстрому укреплению дружбы РФ и КНР. Тем не менее экономические итоги визита эксперты оценили однозначно: в лице Пекина у Москвы теперь появился не только политический, но и реальный экономический союзник

В ходе визита в Россию премьер КНР Ли Кэцян привез с собой увесистый пакет из 38 заранее согласованных договоров. Наиболее значимые из них - о строительстве газопровода «Сила Сибири» из Якутии в Китай, совместном возведении как минимум двух заводов по сжижению газа, о предоставлении 4,5 млрд долларов займов российским банкам, из-за санкций потерявшим возможность рефинансироваться на Западе.

Кроме того, были заключены соглашения о валютных свопах между ЦБ РФ и Народным банком Китая на 25 млрд долларов, а также между биржами двух стран, которые торгуют на своих площадках юанями и рублями. Сбербанк России договорился о закупке оборудования у китайской Huawei, российский оператор сотовой связи «Мегафон» - о крупном кредите у China Development Bank. Наконец, стороны договорились о партнерстве в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, которую в перспективе могут соединить с китайскими железными дорогами.

Премьер КНР Ли Кэцян привез с собой увесистый пакет из 38 заранее согласованных договоров

Кстати, премьер Ли Кэцян встретился не только со своим коллегой Дмитрием Медведевым и главами обеих палат парламента РФ - его принял и президент Владимир Путин, что означает особую важность его приезда для Москвы.

Несмотря на обилие договоренностей, важнейшей из них все равно является соглашение между «Газпромом» и китайской CNPC о партнерстве в сфере поставок российского газа по газопроводу «Сила Сибири». В нем прописано, что Москва и Пекин окажут любое содействие поставкам газа из России в Китай в сферах проектирования, строительства и эксплуатации газопровода. Этот документ - реальный переход к конкретике после общего договора о поставках 38 млрд «кубов» российского газа в течение 30 лет на 400 млрд долларов, так поразившего умы аналитиков.

При этом эксперты указывают: хотя официальный старт работ по газопроводу «Сила Сибири» уже дан, все равно остаются проблемы по так называемому  «западному маршруту», для которого должен быть построен еще один газопровод - «Алтай». До приезда Ли Кэцяна в Москву многие считали, что его предметное обсуждение начнется уже в ноябре, теперь же оно перенесено на 2015-й.

Однако подобная «проблема» скорее позитив, чем негатив. Ведь для того чтобы «сдвинуть с места» такую махину, как «Сила Сибири», требуется напряжение всех усилий двух держав - интеллектуальных, проектировочных и финансовых. Вполне логично, что на другие крупные проекты их просто пока не хватает.

Важнейшим остается соглашение между «Газпромом» и китайской CNPC о партнерстве в сфере поставок российского газа по газопроводу «Сила Сибири»

По мнению экспертов, главный «психологический прорыв» в отношениях РФ и КНР, случившийся в этом году, - это, безусловно, допуск Москвой китайских компаний к разработке крупного газового месторождения в Западной Сибири. В мире ни для кого не секрет, что Россия крайне неохотно допускает к своим сказочным углеводородным богатствам иностранцев, делая исключение лишь для «привилегированных партнеров». Поэтому соглашение о совместной разработке Чаяндинского месторождения в Пекине восприняли именно так. После чего и сочли возможным инвестиционный «разворот лицом к Москве».

Западные СМИ, в свою очередь, стараются принизить значение прошедшего визита, что вполне понятно. Европа, искренне считавшая, что Россия полностью финансово зависит от нее как от главного покупателя газа, до сих пор находится в некотором шоке от громадных нефтегазовых контрактов между РФ и КНР. Особенно Брюсселю обиден тот факт, что стремительный «разворот на Восток» российских энергопотоков прямо связан со спровоцированным ЕС и США украинским кризисом. Поэтому западные аналитики так любят жонглировать тезисами о том, что «газ пойдет в Китай на китайских условиях», а будущий транссибирский газопровод «заведомо нерентабелен» для России.

Кстати, «заведомо убыточным» европейские эксперты уже объявляли и «Голубой поток» - газопровод через Черное море в Турцию, и «Северный поток» - по дну Балтики в Германию. После того, как эти проекты были реализованы и начали приносить прибыль, эти «эксперты» тут же куда-то испарились. Так что рассуждения о том, что специалисты «Газпрома» неправильно рассчитали выгоды от «Силы Сибири» не более чем попытка европейцев «сделать хорошую мину при плохой игре».

Тем более что помимо финансовой выгоды российские эксперты приобщаются к китайскому деловому опыту, что сегодня вообще не имеет цены. Дело в том, что в сегодняшнем стремительно развивающемся Китае один из главных трендов - жесткое снижение издержек. И вовсе не за счет зарплат работников - дешевой рабочей силы, вопреки легендам, в Поднебесной нет уже лет пять. А за счет минимизации расходов - путем использования самой современной техники, технологий и минимизации персонала.

Брюсселю обиден тот факт, что стремительный «разворот на Восток» российских энергопотоков прямо связан со спровоцированным ЕС и США украинским кризисом

- Если мы реализуем все энергетические проекты с КНР в течение 10-15 лет, общий объем поставок в Китай может составить 160 млрд «кубов» газа в год. Это больше, чем мы сегодня поставляем в Евросоюз. То есть мы получаем абсолютно равноценный рынок сбыта в обозримой перспективе - причем с намного меньшими политическими рисками, - говорит Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. - Понятно, что старт экономической кооперации России с Китаем дан очень хороший. Ведь проект такого масштаба - это не просто поставки газа. Это и совместное строительство газопроводов, и совместная добыча газа, и поставки энергетического оборудования для прокачки, и еще масса других проектов, которые могут быть реализованы. Газопровод, фигурально выражаясь, - это «шампур», на который легко будет нанизать «мясо» куда более масштабного сотрудничества, - считает эксперт.

При этом некоторые аналитики смотрят на реальное начало взаимодействия России и КНР еще шире: его воспринимают как первый шаг в огромный, богатый и самый экономически быстрорастущий в мире Азиатско-Тихоокеанский регион. Директор Центра исследований Восточной Азии МГИМО Александр Лукин убежден, что «Китай нужен России как заменитель тех вещей, которые Запад перестал ей давать, - и в сфере готовой продукции, и высоких технологий, и банковских кредитов». При этом он уверен, что не стоит идеализировать Китай и думать, что он придет «спасать Россию».

- Китаю как минимум нужно энергетическое сырье и рынки сбыта. Но рынки сбыта у него - и куда более значительные - имеются в других странах, а Россия служит источником сырья. Так что чрезмерная «замкнутость на Китай» в плане инвестиций и технологий для нас непозволительна. Поэтому России надо развивать сотрудничество и со всеми остальными странами, которые не поддерживают санкции. Таких стран в Азии много - это и Индия, и Южная Корея, все страны АСЕАН, и Вьетнам, с которым у нас уже есть сотрудничество в нефтяной сфере, - считает Александр Лукин.

России надо развивать сотрудничество и со всеми остальными странами, которые не поддерживают санкции

Кстати, воплотить эти пожелания в жизнь Россия сможет уже в ближайшую неделю. 17 октября в Пекине начинается ежегодный саммит лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, активное участие в котором намерена принять и российская делегация во главе с Владимиром Путиным.

В рамках этого форума наши политики и бизнесмены наверняка смогут найти немало новых партнеров, контакты с которыми лишь укрепят независимость России как в политическом, так и в экономическом плане.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии