Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Политика зеленого кнута и пряника

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Быть экологически сознательным сегодня модно. Причем не только в Европе, но и в России. Предприятия, имеющие подтверждение своей «дружелюбности», как это звучит по-английски, к окружающей среде, привлекают больше внимания клиентов, чем те, что работают по старинке. Но касается это, как правило, крупных и серьезных заказчиков, ведь все «зеленые» технологии заложены в себестоимость производства товаров. Поэтому на практике экологичных компаний оказывается не так уж много. Но, видимо, государство готово помочь всем еще не определившимся в обязательном порядке

Метания между берегом и сбросом

«Элементы политики по экологизации на федеральном и региональном уровне уже существуют или сейчас внедряются. За основу берется, конечно, международный опыт», - считает начальник международного сектора НИИ «Атмосфер» Александр Романов. При этом, как всегда, мы смотрим и на Запад, и на Восток. «Формальные системы экологического управления (различные маркировки) сегодня технически доступны. Но необходимо и дальше формировать стимулы для экологизации в России», - полагает Романов.

Формальные системы экологического управления (различные маркировки) сегодня технически доступны. Но необходимо и дальше формировать стимулы для экологизации в России.

Впрочем, спорных моментов между регулятором (государством) и исполнителем (бизнесом) в области экологии по-прежнему много. Например, вопрос нормирования сбросов сточных вод. Регулируется это сфера как федеральным, так и региональным законодательством. А в Петербурге нормативы по сбросам жестче. «Должен быть баланс между делом охраны окружающей среды и интересами промышленности. Ведь если не будет денег, не будет и охраны. А бюджет города, как известно, пополняется главным образом за счет промышленных предприятий», - напоминает Иван Серебрицкий, зампредседателя городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Поэтому комитет стоит на стороне предприятий и неоднократно выступал за упрощение городских нормативов.

Чиновники напоминают: в Петербурге есть проблемы, которыми действительно пора заняться. Среди них - разрушение берегов как Финского залива, так и внутренних водоемов и водотоков. По оценке специалистов, за счет естественных природных процессов и неразумного использования собственных водных богатств мы ежегодно теряем колоссальные суммы. Только за счет деструкции береговых полос Петербург каждый год лишается земель на 11 млрд рублей (в ценах прошлого года). Происходит это из-за естественных процессов, которые сильно изменились после ввода в строй дамбы. Между тем методы защиты береговых полос от разрушений в мире давно существуют. Уже подсчитано, что на проведение таких восстановительных мероприятий в Петербурге уйдет около 20 млрд рублей, то есть столько, сколько мы теряем в течение двух лет. Но справиться с этой задачей один город не в состоянии, констатирует Иван Серебрицкий. Для реализации этих проектов можно прибегнуть к государственно-частному партнерству. А ведь это действительно может заинтересовать инвестора: в Курортном районе, который особенно богат проблемными водоемами, возможно создать рекреационные зоны, пляжи, дома отдыха и пр.

Тем компаниям, который захотят добровольно пройти экоаудит, обещают упростить жизнь: минимизировать количество проверок экологических надзорных органов, что в итоге повысит их инвестиционную привлекательность.

«Зеленые» по принуждению

Федеральные министры работают над тем, чтобы всем нам жилось лучше. В Минприроды сейчас разрабатывается законопроект об экологическом аудите. Как поясняют юристы «КонсультантПлюс», в документе определены механизмы, стимулирующие бизнесменов к проведению такого аудита, а также госрегулирование в таких условиях. Тем компаниям, который захотят добровольно пройти экоаудит, обещают упростить жизнь: минимизировать количество проверок экологических надзорных органов, что в итоге повысит их инвестиционную привлекательность.

Предположительно, способствовать «озеленению» предприятий будет и принятый в июле этого года ФЗ-219 о переходе на наилучшие доступные технологии (НДТ). Эти поправки в закон об охране окружающей среды призваны создать предприятиям экономические стимулы для снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Специалисты уже нарекли документ «законом о технологическом нормировании». На Западе это понятие широко используется, разработаны специальные справочники. В России же эта работа только началась.

Но что же такое НДТ? Примечательно, что сами специалисты не имеют единого мнения на этот счет. Так, в Высшей школе экономики между этим понятием и инновациями ставят знак равенства. Другие специалисты называют это модернизацией. «Давайте разбирать по словам, - предлагает Михаил Бегак, генеральный директор Санкт-Петербургского центра экологической безопасности РАН. - “Наилучшие” - это про окружающую среду. Это та технология, которая лучше всего обеспечит охрану окружающей среды. “Доступные” - это про экономику. Значит, эта технология доступна, и она где-то уже реализована. “Технология” означает не только технологию производства, но и нетехнологические приемы: экологический менеджмент  и различные управленческие решения. Но это не продукция», - поясняет он.

Закон разделил предприятия на четыре категории: от тех, кто оказывает значительное воздействие на окружающую среду, до минимальных загрязнителей. Так вот, НДТ относятся к предприятиям категории «А» и частично — к категории «Б». Они могут добровольно отчитаться о том, что они такие технологии внедряют. Впрочем, переход на НДТ будет идти постепенно. Сейчас мы находимся в самом начале пути: на первом этапе предприятия ставятся на госучет, внедряются механизмы экономического стимулирования. «Тут будет классическая политика кнута и пряника: тем, кто не перейдет на НДТ, будет повышена плата за загрязнение окружающей среды сначала в 50, а потом в 100 раз. Перешедших от этой платы освободят», - поясняет Михаил Бегак.

Классическая политика кнута и пряника: тем, кто не перейдет на НДТ, будет повышена плата за загрязнение окружающей среды сначала в 50, а потом в 100 раз. 

На втором этапе (2019-2020 годы) по всей стране будут выбраны 300 сильнейших загрязнителей, суммарный вклад которых в загрязнение окружающей среды не менее 60%. На третьем этапе, который продлится до 2025 года, дойдут до остальных предприятий, которых касаются НДТ. Тем временем будут разрабатываться справочники НДТ по примеру ЕС с учетом особенностей России. В 2015 году должны появиться 10 таких справочников (по производству стекла, керамических изделий, цемента, извести и др.). Среди них есть такие, аналогов которых нет на европейском рынке, например - справочник по производству меди.

Но готова ли наша промышленность к экологической модернизации на основе НДТ? Когда закон только разрабатывался, эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей были совершенно уверены: нет. «Это зависит от отрасли», - успокаивает Михаил Бегак. Например, отрасль производства керамических изделий. Новые предприятия по производству кирпича и керамической плитки сегодня близки по параметрам к требованиям НДТ. «Значит, больших проблем с применением 219-ФЗ у этой отрасли не будет», - уверен он.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, помощник бухгалтера, 27 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии