Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.05
Евро 98.64
Юань 1.27

Перемирие без гарантий

 Фото: пресс-служба Президента России Фото: пресс-служба Президента России Закончился «второй раунд» минских переговоров, проходивших на высшем уровне «нормандской четверки». Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко более 16-ти часов пытались прийти к компромиссу по мирному урегулированию на юго-востоке Украины. Они сходились за переговорным столом во Дворце независимости, расходились и собирались снова. Параллельно в белорусской столице, в Доме приемов проходили переговоры так называемой контактной группы с участием лидеров ДНР и ЛНР. В итоге и первые лица «нормандской четверки», и контактная группа  приняли два важнейших документа, которые, с одной стороны, являются гарантией невозобновления войны на Донбассе. С другой стороны - главному инициатору гражданской войны на Украине - Соединенным Штатам - ничто не мешает нарушить эти договоренности, чтобы окончательно ввергнуть Россию и Европу в хаос

Эти переговоры продолжались невозможно долго - столько, сколько никто даже не мог предположить. Начавшись около восьми вечера в среду, они не закончились ни ночью, ни ранним утром. Около тысячи журналистов, приехавших в Минск освещать «эпохальный момент», прокляли все - в итоге большинство из них было вынуждено чуть ли не сутки жить в минском Дворце независимости, там же ночевать, принимать пищу и т.д.

Однако, как засвидетельствовали сами работники СМИ, оно того стоило - по итогам многочасовых напряженных бесед «нормандская четверка» все же приняла «Декларацию президентов четырех стран в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений». Итоговый документ Минской контактной группы, заседавшей в Доме приемов, носит название: «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». 

Поначалу казалось, что сам факт встречи на высшем уровне - уже сам по себе является гарантией успеха. В конце концов, не могли же лидеры четырех крупных европейских  стран приехать в Минск просто так! Это вроде бы подтверждали и слова главы МИД РФ Сергея Лаврова, которые вскоре, наверное, станут мемом. «Переговоры идут лучше, чем супер», - «по секрету» сказал журналистам Лавров. Однако они продолжались и продолжались, а результатов все не было - и постепенно стала нарастать тревога.

К утру оказалось - совместной пресс-конференции участники «четверки» проводить не будут. А представители ДНР и ЛНР и вовсе отказались подписывать спущенный им документ. Украинский же лидер Петр Порошенко заявил, что «российские условия неприемлемы».

Но когда в Минске окончательно рассвело, выяснилось - соглашение о перемирии все-таки заключено. Правда, не на уровне «нормандской четверки», а на уровне участников Минской контактной группы, куда входят экс-президент Украины Леонид Кучма, посол РФ на Украине Михаил Зурабов, представитель ОБСЕ Хайди Тальявини и  лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. По сравнению с сентябрьским, оно стало намного подробнее, хотя принципиальных отличий немного.

Самое главное - в соответствии с нынешним договором Киев обязуется до конца 2015-го ввести новую Конституцию, предполагающую децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей). А также принять закон «Об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей». На этот раз конституционная реформа напрямую увязывается с возвращением российско-украинской границы под контроль Украины, которое должно произойти к концу 2015-го.  

Самый принципиальный вопрос - о линии разграничения между враждующими сторонами - решен компромиссно. Изначально Киев настаивал на возвращении к «линии соприкосновения» на сентябрь. Но с тех пор ополченцы отвоевали 600 квадратных километров - ценой неимоверных усилий и сотен жизней, и требовали признать их завоевания официально. В итоге «нормандская четверка» решила, что армия Украины  отводит тяжелую технику от фактической, а силы самопровозглашенных республик - от «сентябрьской» линии фронта. При этом неясно, какая из сторон сохранит за собой контроль в демилитаризованной зоне.

Когда в Минске окончательно рассвело, выяснилось - соглашение о перемирии все-таки заключено. Правда, не на уровне «нормандской четверки», а на уровне участников Минской контактной группы.

Но самый странный пункт документа - о разоружении «незаконных групп». Таковые есть и на стороне ополченцев, и на стороне Киева, и, видимо, в соответствии с ним Донбасс и Украина могут их ликвидировать.  А вот чего так и не появилось в новом Минском соглашении - это пункта о введении на Донбасс миротворческого контингента (есть лишь упоминания о «присутствии представителей ОБСЕ»). По мнению экспертов, в этом - главный успех Киева, ведь введение миротворцев на Донбасс означало бы отторжение этих земель от Украины на неопределенный срок.

Однако главный итог встречи четырех европейских лидеров в Минске - это прекращение огня в зоне конфликта. Дипломаты рассматривали его как «один из основных», но для людей, которые находятся в зоне обстрелов, ничего важнее нет и быть не может. Спросите любого: «Когда вы хотели бы, чтобы на вас перестали валиться бомбы?» И ответ в 100 процентах случаев будет однозначен.

Увы, тут есть нюанс - до начала действия этого пункта соглашений оставалось двое суток. И украинская армия предприняла максимум усилий для того, чтобы «сдвинуть» линию фронта как можно дальше на восток - путем массированных артиллерийских обстрелов, а также локальных наступлений на отдельных участках фронта. Аналитики не исключают, что попытки «додавить Донбасс» со стороны ВСУ продолжатся и после наступления официального перемирия – так же, как это было после 12 сентября 2014-го.

Впрочем, до сих пор не исключен и другой вариант. Поскольку лучшие силы ополченцев, в отличие от Киева, до последнего не вступали в бой, они вполне могут в течение суток-других «опрокинуть» фронт и продвинуться на несколько десятков километров на запад, тем самым зафиксировав новую «линию соприкосновения» до начала действия условий перемирия.

Но самый важный пункт документа, наличие которого можно смело охарактеризовать как  «дипломатическую победу Москвы» - это параграф о начале децентрализации власти на Украине. По сути, Россия достигла своей главной цели с начала украинского кризиса - добилась начала реального переформатирования Украины с унитарного государства в федерацию. Да, в соглашении федерализация стыдливо названа «децентрализацией», чтобы Порошенко не порвали радикалы в Киеве. Но на деле лидер Украины подписался под предоставлением регионам более широких полномочий - вплоть до права проведения своей гуманитарной политики (что поможет поставить заслон агрессивной украинизации) и налаживая экономических связей с Россией в обход Киева.

Эксперты, признав очевидную важность минской встречи на высшем уровне, тем не менее, неоднозначно оценили достигнутые договоренности.

- В Минске не произошло ничего нового. В том смысле, что новый документ, разработанный контактной группой, повторяет основные тезисы прежнего, и лишь уточняет порядок исполнения того, о чем договорились раньше, - говорит политконсультант Анатолий Вассерман. - Порошенко, хотя и посетил встречу, остался недоговороспособным - если учесть, сколько времени с ним пришлось беседовать Путину. Можно не сомневаться, что новый минский протокол не будет исполнен - так же, как и старый. США необходимо превратить всю Украину в «выжженную землю». А если повезет - то и перекинуть этот огонь в Европейский союз, ведь война ведется именно против ЕС. Остается надеяться, что те силы во Франции и Германии, которые не заинтересованы в полном подчинении Евросоюза США, осознают, насколько велик риск и возьмутся за своих руководителей уже всерьез, - считает эксперт.

Самое главное - в соответствии с нынешним договором Киев обязуется до конца 2015-го ввести новую Конституцию, предполагающую децентрализацию. 

- Я считаю, что можно говорить об успехе переговоров. Все стороны продемонстрировали  способность к переговорному процессу в уникальном «внутриевропейском формате» - без участия США и Британии. Но это - единственный результат, о котором можно говорить. Будут ли отведены войска на 50-70 километров друг от друга, непонятно. Как и неясно, как это можно проконтролировать, - говорит политолог Максим Шевченко.

- Пока говорить о полноценном мире на Донбассе еще рано, сегодняшние переговоры - это лишь попытка установить перемирие. Самая большая проблема на пути установления прочного мира - неурегулированный вопрос с «Дебальцевским котлом». Конечно, хорошо, что в оценке ситуации примут участие военные эксперты. Но проблема в том, что «Дебальцевский котел» - это камень преткновения для всех сторон, ситуацию с ним невозможно разрешить ни мирными, ни военными методами, - говорит политолог Сергей Судаков. - Причина - там в окружении находятся наемники из стран Евросоюза и США. Если они сложат оружие и попадут в плен - это будет плохо для всех переговорщиков. Так что украинская армия может предпринять попытку прорвать окружение, и, даже с огромными потерями, вытащить оттуда хотя бы наемников.  Разрешение этой дилеммы - одна из главных задач для Европы. Ей нужно сохранить свое лицо, - считает эксперт.

Впрочем, есть и еще одна опасность срыва заключенных договоренностей - в случае, если Вашингтон решит, что организованный им конфликт на Украине нанес недостаточный ущерб как Европе, так и России. И в этом случае Белый дом может в любой момент приказать Порошенко вновь начать наступление на Донбасс - как это уже было в январе. Однако, судя по тому, что Ангела Меркель ездила перед приездом в Минск в Вашингтон, а Барак Обама звонил президенту Путину и говорил о Минске как о «последнем шансе» на мир, хочется верить - Америка уже достаточно «напилась крови европейцев», и дальше препятствовать Минским договоренностям не будет. Хотя бы из опасения вконец рассориться с Европой.   

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга Павловна Барсукова, работник культуры, 56 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии