Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.36
Евро 98.67
Юань 1.26

Дороги Коми «убивает» правовой хаос

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков В Республике Коми на фоне значительного износа дорожной сети, мостов и водопропускных труб, отсутствия автомобильной связи столицы республики с промышленными центрами Севера, а также хроническим недофинансированием появилась и другая проблема. В дорожной отрасли власти района и поселения никак не могут поделить полномочия, в результате чего качество дорог местного значения все ухудшаются. Сейчас многие из них можно назвать лишь одним словом: «убитые»

Улочки, переулочки, дорожки и тропинки

Эта проблема появилась в начале прошлого года, когда вступили в силу изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». С этого времени полномочия по дорожной деятельности от поселений перешли на уровень районов. К чему это привело, рассказал руководитель администрации Корткеросского района Василий Гоначаренко на заседании президиума Госсовета Коми.

В этом районе расположены 18 сельских поселений, по которым проходит 461 км дорог общего пользования, из которых 329 км - региональных и 132 км - дороги муниципального уровня, за которые отвечает районная администрация. Теперь к ним, по словам Василия Гончаренко, добавилось 254 км улично-дорожной сети сельских поселений, на ремонт, содержание и безопасность дорожного движения которой муниципалитет ежегодно выделяет 55 млн рублей.

В этом районе расположены 18 сельских поселений, по которым проходит 461 км дорог общего пользования, из которых 329 км - региональных и 132 км - дороги муниципального уровня, за которые отвечает районная администрация

- До 1 января 2015 года эти 254 километра содержали сельские поселения, - отметил Василий Гоначаренко. - Их руководители эти дороги чистили, контролировали зимой и летом, следили за дорожными знаками. А стоит зимой хотя бы один день не почистить дорогу от снега, тут же возникают проблемы. Ведь только главы поселения знают все свои закоулки и могут своевременно управлять обслуживанием дорог. Но федеральный закон их расслабил и дал им возможность отказаться от этих полномочий, возложив практически всю ответственность за улочки, переулочки, дорожки и тропинки на районную власть.

Районный начальник пояснил, что сельские поселения при утверждении реестра объектов муниципальной собственности обозначают уличную дорожную сеть как улицы жилой застройки, тем самым наделяя их статусом автомобильных дорог местного значения. А сложившая практика по судебным решениям 2015 года показывает, что уличная дорожная сеть сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, то есть автодорогой в соответствии с классификацией, которая утверждена Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». Получается, все улицы и проезды, где есть автомобильное движение, считаются дорогами, следовательно, заниматься ими должны районные власти.

- Нам необходимо как минимум произвести сплошную инвентаризацию этих 254 километров, чтобы разработать проект по организации дорожного движения, - посетовал Василий Гончаренко. - Только на эти работы на потребуется минимум 15 млн рублей. А если говорить об элементарном ремонте, то чтобы из одного километра этих улиц сделать нормальную дорогу, необходимо 10 млн рублей. Это приведет к коллапсу.

Испытание для экстремалов

В правоте слов районного начальника корреспондент ОК-информ убедился лично, посетив родственников, живущих в одном из районов республики. Дороги после зимы ухудшились настолько, что езда по ним стала настоящим испытанием, от которого могут получить удовольствие лишь заядлые экстремалы: выбоин и ям стало больше в разы, машину бросает то вправо, то влево, и требуется немалое мастерство, чтобы проехать по сельским улицам, особенно по огромным лужам. Никто из местных уже и не надеется дожить до того дня, когда дороги приведут в порядок.

Однако в том, что вся беда лишь в неправильном распределении полномочий, не согласен руководитель администрации Усть-Куломского района Сергей Рубан. По его мнению, необходимо грамотно выстроить работу с муниципальным дорожным фондом и главами поселений.

- У нас есть перспективные планы проектирования, строительства и ремонта тех объектов, которые мы относим к автомобильным дорогам общего пользования, - поведал Сергей Рубан. - Это основные магистрали, которые соединяют республиканские дороги с населенными пунктами, и основные магистрали, которые находятся внутри сельских поселений.

Он также признался, что из всех глав сельских поселений «бунтует» только один, отказываясь чистить дороги в рамках благоустройства. Все остальные «сельские мэры» отвечают за свои улицы. Сергей Рубан отметил, что главы поселений порой отчитываются, что проблем нет, но стоит к ним приехать, как обнаруживаются нечищеные улицы. Проконтролировать эту работу непросто, учитывая, что поселения с райцентром разделяют десятки километров.

Разобраться по понятиям

Василий Гончаренко выход из сложившейся ситуации видит в том, чтобы вернуть сельским поселениям прежние полномочия по дорогам. Его коллега Сергей Рубан считает, что нужно федеральным законом разделить уличную дорожную сеть и автомобильные дороги местного значения. И соответствующим образом разделить полномочия между районами и сельскими поселениями.

Из всех глав сельских поселений «бунтует» только один, отказываясь чистить дороги в рамках благоустройства. Все остальные «сельские мэры» отвечают за свои улицы

С ним согласен и председатель комитета Госсовета Коми по бюджету, налогам и экономической политике Дмитрий Шатохин, возглавлявший до осени прошлого года Усть-Куломский район. «Общественному контролю» он пояснил, что если в федеральном законодательстве будет четко разъяснено, что такое «автомобильная дорога», а что такое «улица» или «переулок», то все проблемы будут сняты.

- Тогда за районами останутся лишь такие крупные объекты, как межмуниципальные дороги, которые проходят и через населенные пункты, - пояснил корреспонденту ОК-информ парламентарий. - А за поселением останутся только небольшие улицы. Пока же судебные решения по этому вопросу противоречат друг другу. И все потому, что нет четкого определения этим понятиям.

Если вернуть дорожную деятельность сельским поселениям, как предложил глава Корткероссого района, то, по словам Дмитрия Шатохина, могут возникнуть проблемы с дорожным фондом. Его деньги нельзя будет использовать для дорог внутри этих поселений. А это не совсем правильно, поскольку в крупных населенных пунктах, таких как Визинга, Усть-Кулом и Корткерос есть такого рода дороги.

- Тут действительно возникла коллизия. Необходимо, чтобы федеральный законодатель нам бы четко все оговорил, - пояснил депутат корреспондента ОК-информ.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии