Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.31
Евро 98.47
Юань 1.26

Григорий Меламедов: Пальмира и Алеппо - две стороны одной войны

 Пальмира захвачена террористами. Одновременно власти Сирии наконец полностью взяли под контроль Алеппо. Насколько одно событие уравновешивает другое? Какова роль России в сирийском конфликте? На вопросы ОК-информ отвечает политолог, научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов:

- То, что Пальмира вновь оказалась в руках террористов, я считаю серьезным поражением. И произошло оно из-за того, что как для президента Сирии Башара Асада, так и для поддерживающего его Ирана намного важнее борьба вокруг Алеппо с бывшей «Джабхат ан-Нусрой» и другими боевиками, чем с террористами запрещенной организации ИГИЛ.

В СМИ появлялись даже высказывания неназванных сирийских генералов, которые открыто признавались: «Хорошо бы кто-то другой взял эту Ракку», так как «Жалко тратить патроны на игиловцев».

«Мы пришли в Сирию для борьбы с “Исламским государством”, а потом позволили втянуть себя в ту часть войны, которая, во-первых, не может быть выиграна, а во-вторых, вообще вряд ли отвечает нашим интересам. Борьба с ИГИЛ - дело святое и общечеловеческое. Война же в Алеппо ведется за власть в Сирии, не более того»

Воевать на два фронта, естественно, не получилось, и в результате самый громкий успех в борьбе с боевиками - взятие Пальмиры - сведен на нет.

Песков назвал потерю Пальмиры «ударом по имиджу всех стран, участвующих в войне». Кто в этом виноват? Прежде всего, войска Асада, хотя и вину России также исключать нельзя. Мы пришли в Сирию для борьбы с «Исламским государством», а потом позволили втянуть себя в ту часть войны, которая, во-первых, не может быть выиграна, а во-вторых, вообще вряд ли отвечает нашим интересам. Борьба с ИГИЛ - дело святое и общечеловеческое. Война же в Алеппо ведется за власть в Сирии, не более того.

К слову, американцы, хотевшие взять Ракку, тоже просчитались. Но их оправданием служит довольно успешное наступление в Ираке на Мосул.

Чего ожидать в дальнейшем? Несмотря на то, что ситуация в зоне боевых действий постоянно меняется, едва ли можно рассчитывать на быстрое возвращение Пальмиры, военные операции в Сирии, как правило, носят затяжной характер. Вероятнее всего, придется увеличить российское авиационное присутствие. И все-таки, я думаю, Россия не допустит долгого пребывания Пальмиры в руках террористов.

Что же касается наземной операции, то наша страна участия в ней не примет. По крайней мере, именно об этом недавно в очередной раз заявила Валентина Матвиенко, причем очень хотелось бы надеяться, что так оно и случится. Наш спецназ в Сирии, конечно, присутствует, но это скорее секретные операции.

«Власть Асада целиком зависит от внешней помощи, а такие правители, как показывает история, плохо заканчивают» 

В настоящее время власти Сирии заявили, что полностью взяли под контроль Алеппо. Уравновешивает ли эта победа потерю Пальмиры? С точки зрения Асада, несомненно, да. ИГИЛ находится далеко в пустыне, не угрожает Дамаску, не наступает. А в районе Алеппо располагаются боевики, которые в свое время чуть не свергли сирийского президента. Поэтому взять под контроль крупнейший город страны для него важнее всего.

Следует также учесть, что армия Асада состоит по преимуществу из шиитов, воюющих против суннитского населения. Положение можно сравнить с нашей гражданской войной, когда красные бились с белыми, причем, руководствуясь моральной точкой зрения, трудно определить, кого следует поддерживать. В связи с этим возникает вопрос: может быть, России лучше вообще не вмешиваться во внутренние дела другой страны, в которой, помимо прочего, ни одна сторона здесь не горит желанием заключать перемирие?

И все-таки без России ни взять Алеппо, ни удерживать его под контролем Асаду не удалось бы. Его власть держится на нашем вмешательстве. И это лучше всего демонстрирует, насколько он слабый лидер. Власть Асада целиком зависит от внешней помощи, а такие правители, как показывает история, плохо заканчивают.

Итак, для России важны и Пальмира, и Алеппо. Если действовать мудро, нам следует посоветовать Асаду реформировать войска, создать из них единую общесирийскую армию, представляющую обе религиозные общины, и менее зависящую от таких организаций, как иранские стражи исламской революции. Правда, я не знаю, насколько это сегодня реально…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии