Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Особенности национального вождения, или Как не попасть на штрафы в гостях

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Лето - традиционная пора путешествий, и плохая погода только способствует дальним поездкам. Действительно, машина в пасмурные и дождливые дни не так раскаляется на стоянке, а музеи, аквапарки и заграничные гастрономические радости вполне могут заменить пешие и велосипедные прогулки, всевозможные пикники-шашлыки и даже порой - рыбалку

Но, отправляясь в короткий (или даже не очень) вояж в соседние страны, стоит помнить, что там, у них, может быть не только иная манера езды, но даже немного другие ПДД. А уж если попал на штраф - то часто и вовсе неясно, где и как его заплатить. И местные тут не очень помогут: для них способ оплаты тоже может быть другим. Впрочем, бояться нечего, поехали!

Страховка, колеса и фары

Для посещения соседних стран на автомобиле, помимо загранпаспорта, визы и медицинской страховки для себя, необходимо приобрести и страховой полис для машины - автомобильную «зеленую карту». За пределами России она будет выполнять роль нашего ОСАГО. Оформить ее можно заранее, а можно и по дороге - рядом с границей вы увидите соответствующие указатели, киоски, офисы на бензоколонках.

Для посещения соседних стран на автомобиле, помимо загранпаспорта, визы и медицинской страховки для себя, необходимо приобрести и страховой полис для машины - автомобильную «зеленую карту».

Кстати, тут есть нюанс: если вы пересекаете границу на автомобиле, принадлежащем другому лицу, необходима доверенность - ее могут проверить на погранпереходе. Зато за границей за руль может сесть любой водитель: никого вписывать в «зеленую карту» за дополнительную плату (как это принято у нас) не нужно. Полис этот - единый для европейских стран, и если у вас уже есть «европейская» страховка для Финляндии, Швеции, Эстонии, Латвии и т.д., то она будет действовать и на территории Беларуси.

Если же вы едете только в Беларусь, то можно оформить отдельную белорусскую страховку - это выйдет значительно дешевле (к тому же она одновременно годится на Молдову и Украину). Стоит отметить, что при въезде в Беларусь со стороны России обычно никто наличие этого полиса проверять не будет: граница Таможенного союза - прозрачная. Но если вас остановит дорожная инспекция для проверки документов или - не дай бог - случится ДТП, то отсутствие страховки обойдется вам в 115 белорусских рублей (примерно 3,5 тысячи российских) или 460 белорусских рублей (около 14 тысяч российских) соответственно.

При пересечении границы автомобиль должен быть исправен, однако обычно пограничники обращают внимание только на то, чтобы работали все штатные световые приборы: фары, поворотники, габаритные и ходовые огни, подсветка номеров и т.д. Иногда могут проверить наличие аптечки, огнетушителя и светоотражающего жилета. Довольно часто просят открыть капот, чтобы сверить номер VIN на корпусе автомобиля с указанным в техпаспорте - так что неплохо заранее очистить его от пыли и грязи.

Скорее всего, не пропустят через границу автомобиль с трещинами на лобовом стекле - считается, что они закрывают водителю обзор. И по той же причине могут попросить снять различные игрушки, обереги, сувениры, ленточки и вымпелы, которые автолюбители подвешивают к зеркалу заднего вида. И вас однозначно не пустят через границу, если вы забыли сменить шипованную резину на летнюю. За исключением Беларуси: там, как и у нас, сезонное использование шипованной резины не регламентировано.

Скорость на трассе и в городе

Если вы едете через несколько стран, стоит заранее уточнить скоростной режим. Так, в населенных пунктах большинства европейских стран скорость движения - 50 км/час и довольно жесткие наказания для тех, кто это ограничение превысил даже на 10 км/час (не говоря уже о российских «плюс двадцать»).

Скорость легкового автомобиля на обычных дорогах вне населенных пунктов в Финляндии составляет 80 км/час, в отличие от Эстонии, Латвии и Беларуси, где, как у нас, - 90 км/час.

В Беларуси скорость в населенных пунктах ограничена так же, как у нас, - 60 км/час, но часто вводятся дополнительные ограничения - впрочем, они всегда продублированы знаками в самом населенном пункте и при въезде (например: «Скорость движения в городе Орша составляет 50 км/час»). Важное дополнение: на придомовых и внутридворовых территориях, обозначенных специальным знаком, скорость движения составляет 20 км/час.

Разная скорость движения в разных странах и на трассах. Так, если об этом нет дополнительных указаний, скорость легкового автомобиля на обычных дорогах вне населенных пунктов в Финляндии составляет 80 км/час, в отличие от Эстонии, Латвии и Беларуси, где, как у нас, - 90 км/час. На скоростных автомагистралях во избежание путаницы почти всегда указана максимальная скорость движения: отдельно для легковых автомобилей и грузовиков (100 км/час, 120 км/час и т.д.).

Превышение скорости в населенных пунктах и на трассе может наказываться различными штрафами. Так, в Финляндии минимальный штраф (за превышение до 15 км/час) составляет 170 и 140 евро, соответственно. А штраф за превышение более чем на 20 км/час привязан к «дневному тарифу» - заработной плате за день. Не советуем пытаться «повысить» свое благосостояние в глазах инспектора.

В других странах - система штрафов, схожая с российской. Так, в Польше за превышение скорости до 10 км/час в населенном пункте возьмут 114 злотых, на трассе - 57 злотых, от 11 до 20 км/час - 228 и 114 злотых и т. д. вплоть до 1 520 злотых свыше 50 км/час в населенном пункте. При этом нарушителю грозит лишение водительского удостоверения на три месяца: его могут изъять сразу после остановки и предъявления. Точно так же могут изъять водительское удостоверение и в Беларуси, причем - и за менее серьезные нарушения, если у инспектора будет подозрение, что водитель не собирается оплачивать штраф.

Обгон, дети и алкоголь

В странах Балтии и Беларуси на двухполосных дорогах с широкими асфальтированными обочинами принято уступать дорогу автомобилю, идущему на обгон (примерно как у нас на трассе «Скандинавия»). Останавливаться в процессе пропуска обгоняющего, конечно, не нужно, но скорость снизить можно. Причем в Латвии уступать дорогу в такой ситуации не просто принято, а строго обязательно по ПДД. В Беларуси же - носит рекомендательный характер (так же, как, к примеру, использование ближнего света днем).

В Финляндии запрещено перевозить без детских кресел детей ростом менее 135 см - независимо от возраста. А в Беларуси использовать специальные детские кресла необходимо для перевозки пассажиров в возрасте до 12 лет.

Часто на узкой дороге не только тот автомобиль, который обгоняют, съезжает на обочину, но и встречный. Поэтому не удивляйтесь, если кто-то выходит вам почти навстречу при обгоне: водитель ждет, что вы тоже съедете на обочину и уступите ему дорогу. Ну, и когда сами пойдете на обгон, имейте в виду, что это правило действует только там, где есть широкие асфальтированные обочины. Там, где обочин нет, съезжать, соответственно, некуда.

Некоторая путаница имеется с перевозкой детей. На этот счет в разных странах - немного разные требования. Так, в Финляндии запрещено перевозить без детских кресел детей ростом менее 135 см - независимо от возраста. А в Беларуси использовать специальные детские кресла необходимо для перевозки пассажиров в возрасте до 12 лет. И только если ребенок старше двенадцати или выше 150 см, его можно перевозить без детского кресла. В Латвии установлен возраст «вырастания» из детского кресла аж в 14 лет - правда, действуют и те же 150 см роста.

Зато однозначно одним из грубейших нарушений везде считается пьянство за рулем. Правда, в каждой отдельно взятой стране - немного разный взгляд на степень опьянения. Так, в Финляндии и Латвии максимально допустимый уровень алкоголя в крови - 0,5 промилле, в Литве - 0,4, в Беларуси - 0,3 (так же, как в РФ), в Эстонии, Швеции и Польше - 0,2. За это дело полагаются высокие штрафы, а превышение 0,5 промилле - почти везде преступление и основание не только для денежного штрафа, но и для ареста, суда, лишения водительских прав.

Платные дороги, города и мосты

В странах Скандинавии и Балтии проезд по дорогам для иностранных легковых автомобилей бесплатный. Но есть нюансы. Так, в Швеции есть платные мосты - как правило, это длинные переправы через заливы и проливы. Плату за проезд по ним или взимают на месте (в специальных пунктах, примерно как в Петербурге за проезд по ЗСД - по банковским картам и наличными), или присылают счет по почте - после того, как специальное устройство считало номер автомобиля. То есть по тому же принципу, что и штрафы за нарушения, зафиксированные автоматическими камерами.

Точно так же в Швеции взимается и транспортный сбор за въезд в Стокгольм (максимально - 105 крон в сутки) и Гетеборг (до 60 крон в сутки). А в Латвии берут курортный сбор за въезд в Юрмалу: 2 евро за один раз или 31,30 евро - абонемент на месяц. В Беларуси проезд по платным дорогам (они обозначены особыми знаками) - бесплатный для легковых автомобилей стран ЕврАзЭС (в том числе - и с российскими номерами).

Зато в Польше скоростных платных дорог уже хватает - но и там оплата производится в специальных пунктах в начале или в конце пути (кое-где берут плату за въезд на платный участок и окончательный расчет - при выезде). Соответственно - рекомендуется платежные документы или талончики, полученные при въезде, сохранить до конца поездки. Стоимость проезда составляет 20 грошей за 1 км. Плату принимают в злотых, евро и американских долларах (правда, сдачу при этом дают злотыми). Также можно расплатиться международной банковской картой - на этих терминалах указано: Karty kredytowe.

Платные парковки

Хотя в России уже есть платные парковки, оплата этих услуг за границей почему-то остается для многих серьезным квестом. Поэтому перед поездкой, чтобы вести себя уверенно, имеет смысл изучить правила парковки в тех городах, которые вы собираетесь посетить. Стоит отметить, что в разных городах одной и той же страны (и даже в разных парковочных зонах одного города) правила могут быть различными, не говоря уже о стоимости.

В Беларуси проезд по платным дорогам (они обозначены особыми знаками) - бесплатный для легковых автомобилей стран ЕврАзЭС (в том числе - и с российскими номерами).

Платные парковки опутали сегодня, пожалуй, все крупные мировые города. Где-то они работают только в будние дни и становятся бесплатными по выходным и национальным праздникам. Где-то берут плату за парковку только в рабочее время (вечером и ночью, соответственно, бесплатно). А где-то придется платить 24/7. Где-то бесплатно можно стоять первые 15 минут, а где-то - и полчаса. В любом случае вся эта информация указана на знаках и табличках, разобраться с которыми в целом несложно по картинкам, даже без знания языка.

Обычно самый простой способ оплаты для иностранцев - паркомат. Полученный в нем чек достаточно положить на видное место под лобовое стекло, при этом никаких специальных парковочных часов приобретать не нужно. Оплата парковки по СМС со счета мобильного телефона доступна, как правило, только тем, у кого есть местная сим-карта.

Исключение составляет, пожалуй, только Таллин, в котором российские туристы могут заплатить за парковку, отправив СМС на российский номер +79210000934. В тексте СМС необходимо указать номер автомобиля и название зоны парковки. Только не забудьте по окончании парковки на тот же номер отправить слово STOP, чтобы не платить лишнего. При оплате по СМС необходимо использовать вышеупомянутые «парковочные часы». Однако в той же Эстонии допускается вместо них использовать обычный лист бумаги с крупно и четко написанным временем начала парковки.

Штрафы за границей

Штрафы за допущенные за рубежом нарушения правил дорожного движения и парковки лучше заплатить, иначе могут быть проблемы при следующем визите в страну, получении визы и просто при проверке документов на трассе. А такое случается довольно часто, особенно вблизи «прозрачных» границ: Эстонии и Латвии, Латвии и Литвы, Литвы и Польши… Если вас остановили за нарушение ПДД, инспектор тут же пробьет по базе и все ваши нарушения, зафиксированные автоматическими камерами.

Как ни странно, самые большие проблемы с оплатой штрафов - в странах Скандинавии: банки работают там в будние дни, часто - лишь в первой половине дня, в рабочие часы.

Как правило, в случае «ручного» выставления штрафа, оплатить его можно прямо на месте. Даже в Беларуси большая часть патрульно-постовых автомобилей ГАИ уже оснащена терминалами для оплаты с помощью кредитной карты, и вам не придется тащиться в ближайшее село отстаивать очередь в местном отделении Беларусбанка. К слову, в Беларуси признание вины действительно является смягчающим обстоятельством, и в этом случае с большой долей вероятности вам выпишут штраф по минимальной ставке, а то и отделаетесь устным предупреждением. Тут есть тонкость: за попытку «договориться по-хорошему» можно, наоборот, получить уголовное дело за дачу взятки. Так что выбирайте выражения при общении с инспектором.

Как ни странно, самые большие проблемы с оплатой штрафов - в странах Скандинавии: банки работают там в будние дни, часто - лишь в первой половине дня, в рабочие часы. В принципе, оплатить штраф можно и потом, в России (и вообще «в любом банке мира»), но при этом с вас удержат поистине грабительскую комиссию. Те, у кого есть друзья или родственники - резиденты ЕС, часто просят их заплатить штраф за них, а деньги пересылают через электронный кошелек или возвращают потом, при случае. Для остальных имеется неплохой сервис www.euroshtraf.eu - там тоже берут комиссию, но более-менее приемлемую.

В Беларуси подобный сервис - государственный, и поэтому комиссия за уплату штрафов вообще не предусмотрена. Подробно о том, как работает «Единое расчетное и информационное пространство» можно прочитать на информационном сайте http://raschet.by. А собственно заплатить штраф - на сайте https://e-pay.by (с помощью банковской карты), с помощью нескольких видов электронных кошельков или на территории Беларуси - в любом банке или терминале с надписью: «ЕРИП».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, фрилансер, 31 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии