Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.69
Евро 98.56
Юань 1.27

В туристической афере без Путина не обойтись

 Фото: Александр Альтман/РИА Новости Фото: Александр Альтман/РИА Новости После краха шестой за последние три недели компании туроператоры всерьез заговорили о катастрофе в отрасли. Они призывают не страховать туристические пирамиды и просят Владимира Путина разобраться в ситуации

ТУРОПЕРАТОРЫ: НАС ИСПОЛЬЗУЮТ В «ПИРАМИДЕ»

Сегодня стало известно, что шестой по счету начиная с «Невы» туроператор «ИнтАэр» объявил о приостановке деятельности. Компания «ИнтАэр» находилась на почетном 13 месте в рейтинге коллег. В качестве причин фигурируют те же «резкое падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией». По состоянию на 5 июля, за границей находятся около 500 клиентов фирмы.

Дмитрий Медведев назвал работу фирм «пирамидой» и предложил исключать из реестра туроператоров компании, у которых финансовые риски не застрахованы надежно.

Накануне ситуацией заинтересовались в правительстве России. Это произошло после очередного крупнейшего скандала, связанного с компаниями «Лабиринт», «Идеал-Тур» и «циничным и асоциальным», по словам туроператоров, поведением авиакомпании «Оренбургские авиалинии», отменившей 36 рейсов и отказавшейся перевозить десятки тысяч россиян по уже оплаченным билетам. Дмитрий Медведев назвал работу фирм «пирамидой» и предложил исключать из реестра туроператоров компании, у которых финансовые риски не застрахованы надежно.

Громкими делами «Невы» и «Лабиринта» заинтересовался Следственный комитет России. Действия компаний могут расценить как мошенничество, в результате которого пострадали десятки тысяч человек. По словам врио руководителя Ростуризма Олега Сафонова, «масштаб возникшей проблемы столь велик, что является беспрецедентным для отрасли». Только по линии «Лабиринта» за рубежом остались около 16 тысяч человек, около 6 тысяч туристов застряли за границей из-за банкротства турфирмы «Невы». На настоящий момент, благодаря «Турпомощи» и взаимовыручке туроператоров, удалось вернуть на родину около 5,5 тысяч граждан.

В Петербурге за круглым столом собрались крупнейшие туроператоры и представители страховых компаний, юристы и эксперты турбизнеса, чтобы попытаться выработать единую стратегию поведения, выяснить болевые точки и совместными усилиями не потерять последних клиентов.

Довольно благостный настрой, сопровождавший представителей отрасли еще неделю назад, улетучился. Тогда эксперты называли крушение «Невы», «Розы ветров Мир» и «Экспо-Тура» обычным явлением и говорили об отдельных ошибках бизнеса. Сегодня стало ясно, что тут дело не только в падении курса евро или запрете на выезд за рубеж силовиков.

«Ситуация с "Лабиринтом", "Оренбургскими линиями" и "Невой" ничего общего с турбизнесом не имеет. Мы хотим услышать оценку властей и следствия, кто виноват», – заявили представители крупнейших российских туроператоров: «Версы», «Солвекса», «Питертур» и других.

ГАРАНТИЙ НИКТО НЕ ДАЕТ

Руководитель Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская, пытаясь успокоить потенциальных туристов, заверила, что отрасль выплывет, а самостоятельный туризм все равно хуже даже плохо, но организованного.

Тот, кто предпочтет путешествовать самостоятельно, рискует не меньше. 

«Организация "Турпомощь", против которой сначала активно выступали туроператоры, в итоге сработала неплохо. Она доказала, что механизм финансового регулирования работает, – сказала Елена Шадская. – Не хочется паники. Тот, кто предпочтет путешествовать самостоятельно, рискует не меньше. Там никакая "Турпомощь" вас из-за границы не вывезет, да и судиться, случись что, придется самостоятельно».

Однако на очевидный вопрос, хватит ли у «Туропомощи» средств помочь всем, Шадская не без сомнения ответила, что «должно хватить». Между тем сами туроператоры говорят, что организацию «Турпомощь» они расценивают как взаимовыручку коллегам только для того, чтобы туристы окончательно не разуверились в бизнесе.

«Когда произошло это страшное для всего бизнеса событие с "Невой", и нас попросили помочь вывезти их туристов, мы поинтересовались, оплачены ли перелеты? Выяснилось, что с 16 июля не было оплачено ни одного рейса. А о своем закрытии они объявили 15 июля! – эмоционально выступил генеральный директор компании «Верса» Владимир Дорофеев. – Да, мы и "Солвекс" вывозили за свой счет клиентов "Невы" только для того, чтобы показать туристам, что они не брошены, что кому-то все-таки можно верить. Но туриста должно, в первую очередь, защищать государство. И закон об этом принят во многих странах. В прошлом году в Великобритании обанкротилась турфирма, и 30 тысяч их клиентов в течение нескольких часов получили деньги. Новость о банкротстве прожила в СМИ ровно один день. Аналогичная ситуация произошла в Болгарии с "Алма Туром". Надо перекрывать любые пути для мошенничества. Если государство позволило нашим туроператорам так поступить, значит есть дыра в законодательстве. Должен быть контроль, и этот контроль – государство».

СТРАХОВАТЬ ГОТОВЫ НЕ ВСЕ

Руководители турфирм рассказали, что они ответственны за все и крутятся на 360 градусов, потому в итоге отвечают за турагентов, контрагентов, страховщиков и авиакомпании. При этом государство фактически самоустраняется от контроля и вспоминает об ответственности только когда ситуация становится совсем вопиющей. Как сейчас, например.

«Мы хотели бы поинтересоваться у Александра Бастрыкина (руководитель Следственного комитета России – ред.), кто мог позволить застраховать ответственность крупнейшего туроператора "Невы" никому не известной компании "Восхождение", у которой даже сайта собственного нет? Кто выдал лицензию "Восхождению"?» – изумлялись туроператоры. – И это при том, что страховщики сами боятся всего как огня».

Ни одна российская страховая компания не захотела работать с их честно рассчитанным объемом фингарантий...

Гендиректор «Версы» рассказал, что ни одна российская страховая компания не захотела работать с их честно рассчитанным объемом фингарантий – 12% от оборота компании. «У нас получился объем страховки более 300 млн рублей. Парадокс: в России не существует компании, которая согласилась бы застраховать нас! – рассказал Владимир Дорофеев. – А иностранные компании нас страховать не могут. Они говорят: "Мы не можем страховать российский злой умысел – вдруг вы объявите о банкротстве?" И это становится системой».

С коллегой согласна и замдиректора «Солвекса» Татьяна Топунова. Она говорит, что в Петербурге только две компании заявили реальные миллиардные обороты. А тот же «Лабиринт» выходил на рынок якобы с 100 млн фингарантий. Если посчитать, то теперь каждый клиент этой турфирмы получит чуть более двух тысяч рублей компенсации.

ЗАКОНЫ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ ПОРА МЕНЯТЬ

Туроператоры считают, что законы в сфере турбизнеса и страхования не работают и ведут к краху отрасли. «Страховщики должны были выйти с плакатами: "Товарищ Путин, законы эти принимать нельзя!" Государство самоустранилось от защиты своего налогоплательщика. Это катастрофа. Сейчас уже никто никому не верит, кроме государства», – считает директор «Версы».

По мнению представителей турбизнеса, ситуация в их отрасли сейчас абсолютно аналогична скандалам в строительной сфере, когда обманутые дольщики оставались один на один с обманувшими их строителями и коммерсантами.

«Только в этом году было принято, что застройщик страхует свою ответственность перед дольщиком. Но сколько было трагедий и для той, и для другой стороны, пока государство не вмешалось? Сейчас у нас, конечно, с точки зрения масштабов банкротства процент небольшой, но и он очень болезненный», – считают эксперты.

ЧЕГО БОЯТСЯ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

Как говорят страховщики, они тоже не защищены, и в любой момент туроператор может заявить о банкротстве без объяснения причин. По словам директора Департамента комплексного страхования общества «Помощь» Гаянэ Календжян, в прошлом году подобный «финт» одной из турфирм стоил их страховому обществу 31 млн рублей.

«Нева» – это трюк. Если этот трюк государство оставит безнаказанным, то появится повод продолжать так себя вести.

«Умышленные действия туроператора не являются страховым случаем. Страховщик остается наедине с собой. Мы можем надеяться только на порядочность туроператора, – говорит Гаянэ Календжян. – Нужен новый закон о туризме. Турдеятельность у нас никак не регулируется, достаточно заплатить 10 тысяч рублей в налоговую, и можно собирать деньги с туристов. Кроме того, турбизнес очень зависим от внешних факторов, а зона ответственности огромна. Случись малейший сбой, виноват туроператор и, как следствие, страховая компания».

На вопрос, что происходит, когда у страховщика кончаются деньги и он не может расплатиться со всеми клиентами, представитель страхового общества лишь пожимает плечами: «Ничего!»

Между тем, представители туротрасли, страховщики и юристы не скрывают, что истории с «Невой», «Лабиринтом» и авиакомпанией «Оренбургские авиалинии», мягко сказать, авантюра. Некоторые употребляют и более конкретный термин: грандиозное многомиллионное мошенничество.

«"Нева" – это трюк. Если этот трюк государство оставит безнаказанным, то появится повод продолжать так себя вести. Туроператор просто захотел сэкономить», – прямо отвечают юристы.

Во многих странах для проворовавшихся руководителей и коммерсантов существует запрет на профессию. Такое впечатление, что у нас все наоборот. Например, скандально известная фирма «Ланта Тур», «кинувшая» клиентов на сотни тысяч рублей, вновь на рынке и теперь занимается круизными перевозками. Вероятно, то же самое произойдет и с нынешними якобы обанкротившимися игроками.

«ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ» ВЫШЛИ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ

Корреспондент ОК-inform попросил экспертов дать краткую оценку того, что происходит в туристической отрасли, и высказаться, что их больше всего возмущает.

Неужели бизнесмен с серьезной перспективой стал бы страховаться в компании, у которой штат 4 человека и нет своего сайта?

«Бизнес рентабелен, когда доходы превышают расходы. Сейчас сложился ряд факторов, и наступила фаза, крайне неудачная для нас. Только за последнюю неделю процент аннуляций туров достиг пяти. Это не критично, но вдвое больше, чем две недели назад. Это опасная тенденция спада», - сказал представитель «Солвекса».

«Невозможно предсказать, чем это закончится и кто будет следующим. Но следующие, очевидно, будут. Мне трудно говорить, где тут мошенничество, а где ошибки бизнеса. Но неужели бизнесмен с серьезной перспективой стал бы страховаться в компании, у которой штат 4 человека и нет своего сайта?» – сообщил пресс-секретарь Северо-Западного отделения РСТ Павел Румянцев.

«Самый возмутительный акт – это заявление "Оренбургских авиалиний" об отказе от полетов в пятницу вечером. Если бы они предупредили хотя бы за пять дней, такого скандала бы не было. Туроператоры бы договорились и отвезли всех туристов. А теперь вся отрасль поставлена под удар. Этот беспрецедентный и асоциальный акт, подтверждающий частные интересы. Чьи? Мы сами не знаем. Но когда кто-то выпускает самолет лететь без оплаты и с долгом в полтора миллиарда, этот кто-то явно знает, что делает», – заметила Татьяна Топунова из «Солвекс».

Однако на вопрос, верят ли они, что следствие действительно разберется в ситуации, и гигантская туристическая «пирамида» будет вскрыта, а виновные наказаны, все покачали головами.

 

 

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии