Юлия Титова: «О благотворительности в России говорят «Кто б мне помог»

Создатель магазина социальной благотворительности «Спасибо!» размышляет о становлении своей идеи и готовности россиян помогать 

В последние годы в России всплыли актуальные темы: забота о природе и забота о других людях. Стали популярны не только бизнес, но и экология и социальная благотворительность. Эти тенденции объединяет в себе магазин «Спасибо!». Его инициатор и вдохновитель Юлия Титова размышляет, почему в обществе появилась готовность помогать, и вспоминает этапы становления своего проекта.

«Мегаполис выбрасывает 100 тонн нужных кому-то вещей»

В мае «Спасибо!» исполнилось 2 года. За это время магазин изменился, приспособившись к российским реалиям. Когда я его открывала, совершенно не понимала, как идея  магазинов социальной благотворительности приживётся на российской почве. 

Идея родом из Великобритании. В Лондоне около 900 магазинов. По всей стране их около 7000. Там благотворительные магазины – звено в цепи распределения одежды и средство фандрайзинга на благотворительные цели.

В России нет системы сбора вещей и их распределения. Мегаполис ежемесячно выбрасывает на помойку сотни тонн нужных кому-то вещей. Это неоправданно и глупо, с точки зрения ресурсов. Вот и я не знала, куда девать ненужную одежду. Ни в «Ночлежке», ни в детских домах девичьи наряды не были нужны. 

Мы с друзьями решили перенять опыт Лондона. Идея была такая: люди приносят ненужные вещи, магазин их продаёт, окупает свои расходы, остальное идёт на благотворительные цели. Получается социальное предпринимательство – сочетание бизнеса и благотворительности. На практике оказалось всё по-другому, потому что нам начал приносить вещи весь город.

«Магазин сразу вышел на самоокупаемость»

Перед открытием магазина мы кинули клич в социальных сетях. Сделали несколько пробных сборов вещей. Попытка более чем удалась. Мы сумели договориться с другом-предпринимателем об открытии экспериментального магазинчика социальной благотворительности в его магазине детской одежды у метро «Звёздная». Там нам выделили 5 кв. метров. После месяца работы мы перечислили 17 тысяч рублей в Фонд «Детские сердца». 

О нас писали, нам несли вещи, покупателей становилось больше. Вскоре мы нашли помещение на 9-й Советской, 22. По друзьям «наскребли» около 70 тысяч рублей. Сделали самый примитивный косметический ремонт. В мае 2010 года было открытие магазина социальной благотворительности. На самоокупаемость он вышел сразу же. Правда, мы делали выбор не в пользу своих доходов, а в пользу перечисления денег в благотворительные организации. Получал зарплату только продавец. Все остальные – дизайнеры, координаторы, пиарщики – были волонтёрами. Нам было важно доказать всем, кто наблюдал за проектом, эффективность этой схемы объединения бизнеса и благотворительности. 

Между тем этой осенью Госдума волонтёрское движение хочет загнать в рамки

Но наша схема социальной благотворительности выглядит иначе, чем в английских магазинах, где продают всё, что им приносят. Мы же около 90% повседневных вещей отправляем в «Ночлежку», реабилитационные центры для алко- и наркозависимых, в центры для «маленьких мам» и прочие организации. На продажу выставляем только интересные молодёжные и яркие наряды. Ежемесячно через «Спасибо!» проходит 2–3 тонны одежды. В день приносят свои вещи от 5 до 20 человек. Некоторые привозят их «газелями». Люди идут, хотя никакой рекламы мы не даём. Это эффект сарафанного радио.

«Это не весёлый проект по раздаче одежды, а серьёзное дело»

После первого года работы мы поняли, что такая система должна быть очень сильной, потому что социальное предпринимательство не поддерживается государством. Ты находишься на стыке бизнеса и благотворительности, и чем лучше ведёшь финансовые дела, тем больше перечисляешь денег. 

Кроме прочего, необходимо заниматься пиаром, маркетингом, мерчандайзингом, продажами и одновременно контролировать волонтёров. Это не просто весёлый проект по раздаче одежды. Это серьёзное дело.

Сейчас мы перечисляем на благотворительность от 60 до 100 тысяч в месяц, надеюсь, сумма вырастет, в идеале хотелось бы, чтобы оборот составлял около 600 тысяч в месяц, а перечисления выросли до 200–300 тысяч.

«Штаны нужно покупать потому, что они понравились, а польза – как бонус»

За последние два года я наблюдаю кардинальную смену отношений к отходам. Люди заботятся о раздельном сборе мусора, о сбережении воды, об утилизации вещей. Интересно наблюдать, как маргинальная идея становится мейнстримом. Сначала она появилась у кучки людей. Затем активность перешла отметку 10% от общества. И идея стала лидирующей.

Мы не называем свою деятельность исключительно «благотворительностью», потому что не все люди в России пока готовы к помощи другим. Господствует мнение, что заниматься благотворительностью должны богачи, мол, «кто б мне помог». Вот почему мы выбрали формат социальной благотворительности. Здесь никто не говорит: вы должны купить штаны, потому что они помогут ребёнку. Штаны нужно покупать потому, что они понравились, а польза – это бонус. На этом сегодня мы строим свою политику.

А недавно «Общественный контроль» прогулялся по новому блошиному  рынку и оценил успешность его работы. 

 

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама