Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Кто и где провел черту бедности для россиян

 Фото: Евгения Дылева Фото: Евгения Дылева По данным Росстата, с начала года минимальный набор продуктов в нашей стране подорожал на 10%, теперь он стоит более четырех тысяч рублей. Резкий скачок случился в апреле-мае, и малообеспеченные люди с доходами ниже прожиточного минимума (10 524 рубля), а таковых в России сейчас около 22 миллионов, официально стали еще беднее

Известно, что порог бедности, по мировым стандартам, находится на отметке 3,1 доллара на человека в день, а крайней нищеты - на практически несовместимом с жизнью уровне - 1,9 доллара в день. Корреспондент ОК-информ выяснил, где проходит черта бедности в России.

Петербургская Ксения

Пенсия 79-летней петербурженки Ксении Ивановны - 8 тысяч 200 рублей. «Куда хочешь, туда и неси», - горько усмехается она. Помочь некому - мужа и сына больше десяти лет назад похоронила, - а траты, по меркам пенсионерки, крупные: квартирные (за жизнь в коммуналке - 3200 рублей), на корку хлеба - оставшиеся 4 тысячи, на «гробовые» практически не остается. Но, даст бог, государство поможет - «выпишет» десять МРОТ. А может, придется жить вечно.

Пенсия 79-летней петербурженки Ксении Ивановны - 8 тысяч 200 рублей. «Куда хочешь, туда и неси», - горько усмехается она

Когда-то она много и трудно работала (стаж - больше 45 лет) и получала по тем временам неплохо, а старость, как она говорит, «пустила под откос». «Случается, соседи испекут оладьи - и делятся. А бывает, огурчиков насолю - иду продавать, да и продам, когда полиция не гоняет. Так я, Ксения петербургская, и живу: то Путин мне что-то предскажет, то Нострадамус», - объясняет она.

Недавно в одном из журналов, доставшихся ей случайно-бесплатно, вычитала, что у дальновидного Нострадамуса отдельных катренов для России 2017 года, как на грех, не нашлось. Но косвенные свидетельства причастности нашей страны к тем или иным событиям, описанным в центуриях, «толмачи» усмотрели. «Предсказал, что богато и счастливо жить не будем - экономика не позволит, но миру покажем, кто мы и что, - поясняет Татьяна Ивановна. - Там еще что-то про нашу страну, как “колыбель новой цивилизации”, но это мне не по уму - понять трудно».

Зависти к богатым у Ксении Ивановны нет. «Пусть живут, как хотят, - машет рукой. - И мы будем жить: бедно, да на свои». Припомнила, как мама подарила ей платье из крепдешина: во времена ее молодости - «крик моды», и рассмеялась: «Бегали в платьишках таких к сфинксам фотографироваться - тогда это был признак большой обеспеченности. Совсем не то, что сейчас у толстосумов - заводы и пароходы…»

Ксении Ивановне с детства знакомы старинные заговоры: «Бабушка мне лет семьдесят с лишним назад говорила: хочешь, чтобы водились деньги, по пятницам смотри в небо, глазами ищи пролетающих мимо птиц и приговаривай: “Сколь много перьев на них родится, столько много денег в кошеле не переводится”. И так не меньше семи раз. Но шепчи-не шепчи, пенсия больше не будет - дорожают только продукты».

Овощи подвели

На днях Ксению Ивановну и тысячи таких же пенсионеров «обрадовал» Росстат. Минимальный набор продуктов питания подорожал с начала года в целом по стране на 9,4% - до 4036 рублей. В Петербурге - на 9,8%, до 4888 рублей. В этом наборе 33 наименования: мясо, рыба, яйца, молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты, крупы, вермишель, масло, чай, печенье, карамель, сахар, соль и т. д. Сильнее всего выросли цены на белокочанную капусту (в 1,4 раза) и другие овощи, что объясняется сезонным фактором.

Ксении Ивановне от этого ни тепло, ни холодно: «Овощи давно не покупаю, - говорит она. - Разве что яблочко-другое возьму, и то не всегда - боюсь за вставную челюсть - слишком дорогое удовольствие».

«Нынешнее повышение цен не слишком повлияет на положение тех, кто и без того находился за чертой бедности, - подтверждает генеральный директор исполнительной дирекции межрегионального объединения работодателей агропромышленного комплекса Северо-Запада, член Общественной палаты Ленобласти Вячеслав Шаваров. - Пенсионерам трудно, но даже у обладателей социальных пенсий есть хоть небольшой постоянный доход и льготы (транспортные и прочие). К тому же примерно половина людей пенсионного возраста продолжает работать, резонно считая, что на пенсионные деньги сложно прожить. Плохо то, что в стране сегодня наблюдается тенденция к увеличению числа бедствующих людей трудоспособного возраста. Правда, стимулирующие развитие российской промышленности и других отраслей санкции позволяют надеяться на то, что будет больше возможностей устроиться на работу».

Высокий порог

О досадном превышении порога бедности дважды в течение последнего времени говорил президент Владимир Путин. В интервью журналистке телеканала NBCNews Меган Келли 5 июня на Петербургском международном экономическом форуме он отметил, что как-то особенно нынче спотыкаемся об этот порог. Но пообещал: «Ситуация будет исправляться, я уверен».

«В России много бедных, - признал президент и во время горячей линии 15 июня. - Самая печальная ситуация сложилась в начале и середине 1990-х годов, тогда почти 40% населения жило за чертой бедности. А лучшие в этом смысле показатели мы фиксировали в 2012 году, в таком положении находилось 10,7% населения, сейчас - 13,5%: казалось бы, не так много, но это сотни тысяч людей и их судьбы».

«Все говорят: черта - черта, а где она, за каким порогом?» - интересуется Ксения Ивановна. «По официальным источникам, у нас в стране черта бедности проходит на границе определенных сумм, - объясняет доктор экономических наук, профессор Александр Степанченко. - Для человека, который трудится, это - 10 466 рублей, пенсионера - 8000 рублей, ребенка - 9434 рубля. Понятно, что растянуть эти деньги на месяц практически невозможно, и точно уж - не до овощей».

Эксперт напоминает, что расходы - по доходам. Поэтому советует даже «крохи» стараться расходовать с умом, и, тем более, не поддаваться соблазну брать у кого-либо в долг, особенно в сомнительных кредитных организациях. Полностью согласна с ним и петербургская пенсионерка Ксения Ивановна: «Помню, еще дед мне говорил, что способов потерять деньги куда больше, чем способов их найти, велел рассчитывать все до копейки. А долгов не копить, потому что долг, как якорь, так и тянет на дно».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии