MH17: год после трагедии
А будет ли международный трибунал?
Известно одно: авиалайнер «Малазийских авиалиний» распался в воздухе в результате «структурных повреждений, причиненных высокоскоростными объектами, которые попали в самолет извне», а не из-за технических неисправностей или ошибки экипажа. Об этом говорилось в предварительном докладе о причинах авиакатастрофы, обнародованном в сентябре прошлого года Нидерландской комиссией по безопасности. Однако что стало источником высокоскоростных объектов, тогда не сообщалось. Впрочем, как и сегодня.
Накануне годовщины Малайзия распространила в Совете безопасности ООН проект резолюции о трибунале по независимому и беспристрастному расследованию авиакатастрофы MH17. Международный трибунал должен «добиться судебного преследования тех, кто несет ответственность за преступление, связанное со сбитым самолетом авиакомпании Malaysia Airlines, совершавшим рейс MH17 17 июля 2014 года», - считают власти Малайзии.
Ранее правительство Нидерландов, возглавляющее международную группу криминалистов, занимающуюся расследованием авиакатастрофы, также заявляло о необходимости создания трибунала под эгидой ООН, чтобы наказать ответственных за трагедию с MH17.
- Не существует совершенных способов, но этот путь на сегодняшний день является предпочтительным, - цитирует Reuters премьер-министра Нидерландов Марка Рютте 3 июля 2015 года.
Позицию России относительно международного трибунала при ООН озвучил 8 июля замминистра иностранных дел Геннадий Гатилов: его создание преждевременно и нелогично, поскольку расследование авиакатастрофы на востоке Украины не закончено. Лишь после того, как будут озвучены результаты расследования, можно будет предпринимать конкретные меры, сказал Гатилов. Совет безопасности Нидерландов обещал представить итоги в первой половине октября текущего года.
Какие выводы уже сделало официальное следствие?
Установлено, что Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines разбился из-за внешних причин (был сбит ракетой, запущенной из установки ПВО или штурмовиком), кроме того, есть данные о непосредственных заказчиках и исполнителях крушения самолета. Об этом на днях заявил журналистам генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке. Он отметил, что следователи близки к получению убедительных доказательств, но никакой конкретики не сообщил, передает DW.
В начале июня Совет безопасности Нидерландов разослал проект финального доклада о причинах авиакатастрофы сторонам, вовлеченным в расследование трагедии, а именно - представителям Малайзии, Украины, России, США, Великобритании и Австралии. Содержание черновика доклада держится в тайне, однако, ознакомившись с ним, российская сторона заявила, что проект доклада по MH17, оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Замглавы Росавиации Олег Сторчевой сообщил, что Россия направила свои замечания относительно аргументации и технических сведений авторам отчета, и выразил надежду, что Нидерланды учтут их при подготовке итогового документа.
Главред журнала «Информпространство» политолог Евгений Бень считает, что расследование авиакатастрофы и организация трибунала могут иметь затяжной характер.
- Властями Нидерландов было опубликовано 569 документов, касающихся катастрофы, но еще 147 документов так и остались закрытыми. На самом деле вопрос - подвешенный. И появление этого трибунала может стать долгосрочным проектом для того, чтобы нагнетать напряженность вокруг России и вокруг российской внешней политики, - приводит слова Евгения Беня РИА «Новости».
О неофициальных версиях трагедии
Напомним: на борту самолета, 17 июля 2014 года следовавшего рейсом MH17, находились 193 голландца, 43 малазийца, 38 граждан Австралии. Поскольку трагедия случилась на территории восточной Украины, контролируемой ополченцами, то в причастности к ней обвиняют и Киев, и ДНР с Россией, которая якобы поддерживает ополчение Донбасса. На обвинения в свой адрес ополченцы заверяют, что не располагают техникой, способной сбить самолет на такой высоте. То же самое утверждают и украинские силовики.
Зато зарубежные СМИ то и дело находят «след Путина» в крушении авиалайнера под Донецком. Например, австралийский телеканал 9 News в мае этого года выпустил фильм о причастности России к трагедии. В нем журналисты телеканала, побывавшие в Донбассе, попытались доказать, что MH17 был сбит из российского «Бука», который незадолго до авиакатастрофы сфотографировали украинские силовики недалеко от места происшествия. И это несмотря на то что российская сторона привела неопровержимые доказательства того, что снимки были сделаны в подконтрольном Украине Красноармейске.
Российский концерн «Алмаз-Антей» провел собственное расследование. Его инженеры сообщили, какой именно ракетой мог быть сбит Boeing 777, проанализировав повреждения внешней обшивки и силового каркаса самолета, а также поражающих элементов, изъятых из различных элементов конструкции самолета и представленных международной комиссией. По мнению российских экспертов, самолет сбит ракетой 9М38М1 с боевой частью 9М314, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», а не ракетой класса «воздух-воздух» Таких комплексов в распоряжении ВВС Украины летом 2014 года было 991, утверждают российские эксперты.
- Также определены условия встречи ракеты с самолетом: ракета подходила к самолету с существенным пересечением курса в горизонтальной плоскости 72-78 градусов, в вертикальной - 20-22 градуса. Наиболее вероятный район, откуда могла быть пущена ракета, - это район населенного пункта Зарощенское, контролировавшийся на момент трагедии украинскими силовиками, - рассказал советник главного конструктора «Алмаз-Антея» Михаил Малышевский.
При этом президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что необходимо дождаться результатов официального расследования трагедии.
- Игорь Стрелков: Ополчение «Боинг» не сбивало
- MH17: что говорят спустя три года после авиакатастрофы
- Нас обвиняют, а мы веселимся: самые важные события недели
- В Кремле прокомментировали заявление о том, что поразивший MH17 «Бук» был доставлен из РФ
- Международные следователи заявили, что поразивший MH17 «Бук» был доставлен из РФ