Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Почему нам не страшны новые санкции США

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Сегодня ночью Палата представителей Конгресса США большинством голосов - 419 против 3 - проголосовала за закон, вводящий новые санкции против России, Ирана и КНДР. Вскоре документ должен поступить на рассмотрение Сената, а затем - на подпись президенту Трампу, который наверняка поставит ее под документом. Однако, как считают эксперты, новые ограничительные меры вряд ли нанесут ущерб как экономике РФ, так и отношениям Москвы и Вашингтона

Согласно новому закону, американским компаниям и частным лицам будет запрещено кредитовать российские банки дольше, чем на 14 дней (сейчас этот срок составляет 90 дней). Будет серьезно ограничен и срок финансирования российских нефтегазовых компаний - до 30 дней. Наконец, в законе прописаны возможные меры наказания для европейских фирм, реализующих совместно с Россией нефтегазовые проекты.

Реакция российских политиков на этот шаг была крайне резкой. «Это не укладывается в рамки здравого смысла. Авторы закона намерены уничтожить перспективы нормализации отношений с РФ. Это осознанный выбор врагов России в Америке, которые совсем распоясались и не знают удержу в своем раже», - заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. «Если Трамп подпишет закон о санкциях, он этим не успокоит своих врагов: они жаждут его импичмента. Но зато он нанесет   ущерб и отношениям с Россией, и с ЕС», - считает сенатор Алексей Пушков. Разочарование российских политиков действиями конгрессменов вполне понятно. Но главный вопрос в другом - повлияют ли новые санкции на российскую политику Белого дома?

По мнению ряда аналитиков, политика США все равно останется прежней. Настрой Трампа на улучшение отношений с Москвой не личная прихоть, он вытекает из политического мировоззрения президента. Изменить его нельзя: противники нынешнего американского лидера могут только убить Трампа либо отправить в отставку. Советники, совершенно по-другому видящие отношения с РФ, здесь ничего не смогут добиться. В конце концов, дело не в самих санкциях, а в желании их выполнять.

«Любые санкции действуют только тогда, когда за ними постоянно следят», - заявил один из бывших боссов Госдепа сразу после инаугурации Трампа. Речь шла даже не об американских санкциях против РФ, а о европейских. Именно для их регулярного продления и соблюдения Вашингтону нужно ежедневно давить на ЕС. Сейчас вместо Трампа это делает так называемая «атлантическая элита».

Новые санкции не станут препятствием для работы крупных транснациональных корпораций с Россией. Это подтверждает опыт Ирана, против которого подобные санкции применяются с 1990-х годов. 

Но эти люди явно «перегибают палку» - недаром внесение в санкционный закон «наказания» за участие в прокладке газопровода «Северный поток-2» до глубины души возмутило европейский бизнес. Настолько, что в Брюсселе заявили: «Америка сама вынуждает ЕС отказаться от “санкционной солидарности” против России». Будут ли европейцы в таких условиях послушно сохранять санкции себе в убыток, а администрация Трампа - пристально следить за этим процессом? Вряд ли.

К тому же американские санкции как таковые не имеют для нас большого значения: Россию не слишком интересуют американские кредиты или торговля с Америкой. Стране важнее скорейшее восстановление полноценных связей с Европой, имеющих огромное экономическое значение. Ничуть не меньше это нужно и европейцам, которым не нравится ни упущенная выгода в сотни миллиардов евро, ни грубое давление со стороны США. Правда, в последние месяцы «санкционный контроль» Америки за действиями ЕС постоянно ослабевает - и многие европейские компании стремятся побыстрее наверстать упущенную выгоду.

Новые санкции не станут препятствием и для работы крупных транснациональных корпораций с Россией. Это подтверждает опыт Ирана, против которого подобные санкции применяются с 1990-х годов. Китайцы, корейцы, шведы, итальянцы и японцы вложили десятки миллиардов долларов в иранский ТЭК во время действия «Иранского санкционного акта» - и не попали в «черные списки» казначейства США. Вопреки санкциям ООН, ради сверхприбылей или захвата части рынка почти любая корпорация, включая крупнейших мировых энергетических гигантов, была готова участвовать в санкционных проектах в Иране.

При этом у «акул глобализации» достаточно лоббистских возможностей, чтобы параллельно с иранскими проектами продолжать вести дела в США. По оценкам экономистов, в «нулевые» более 70 европейских, американских и азиатских корпораций успешно совмещали в своей работе иранское и американское направления. В США эффективных мер борьбы с этой ситуацией так и не выработали. Похоже, у Вашингтона также не хватит сил для того, чтобы эффективно «экономически изолировать» Россию. Как считает эксперт ОК-информ, не так важен новый санкционный закон, как практика его применения.

Сергей Шелин, политолог:

- Думаю, что в ближайшей перспективе введение Америкой новых санкций мало что изменит. Их даже еще не утвердил Сенат и не подписал президент Трамп (хотя ему-то деваться некуда, и новые санкции он подпишет). Положения этого закона сформулированы так: с одной стороны, он вводит достаточно жесткие меры против РФ, с другой - каждую из них будут рассматривать отдельно, применять ее или не применять. В зависимости от того, способна ли каждая конкретная мера нанести ущерб интересам самих Соединенных Штатов.

В этом законе будет скорее интересна практика его применения, нежели сам текст. Чтобы увидеть, насколько он меняет текущую ситуацию, нужно подождать несколько месяцев. Понятно, что к лучшему экономическое положение России он точно не поменяет, а вот изменит ли к худшему, прямо зависит от практики его применения.

В этом законе будет скорее интересна практика его применения, нежели сам текст. Чтобы увидеть, насколько он меняет текущую ситуацию, нужно подождать несколько месяцев. 

Многие коллеги считают: поскольку президент США и его окружение - крайне влиятельные фигуры в американской политике, общий тренд будет такой - «санкции мы утвердили, но пристально следить за выполнением санкционных мер, как при Обаме, никто особенно не будет». Лично я с такой позицией не согласен. Во-первых, никто не знает, чего именно хочет Трамп и что у него в голове. Но закон для того и принят, чтобы «пророссийский» (как считают в Конгрессе) президент США не мог особенно импровизировать на тему санкций.

В американском парламенте между республиканцами и демократами достигнуто согласие в том, что политика в отношении России должна быть такой же жесткой, как сейчас, а возможно - и еще жестче. А поскольку они сомневаются в том, что Трамп с этим согласен, они и приняли новый закон о санкциях, чтобы ему неповадно было даже думать о том, чтобы в чем-то уступить Москве.

Способны ли новые санкции США серьезно осложнить экономические отношения России с Европой? Опять же, все зависит от практики применения нового закона. В худшем случае может начаться сворачивание крупных проектов, которые сейчас обсуждаются между Москвой и Брюсселем, таких как «Северный поток-2», налаживание поставок из РФ сжиженного природного газа, создание новых транспортных коридоров, крупных инфраструктурных проектов и т.д.

Сегодня отношения РФ и Европы и так переживают кислые времена. При этом экономическая взаимозависимость Европы и США очень велика: она выражается сотнями миллиардов долларов в год. И если Вашингтону удастся поставить европейцев перед выбором «либо мы, либо Россия», то Европа однозначно выберет Америку. Возможно, у кого-то и есть иллюзии, что «Европа равновесно относится к РФ и США», но эти люди глубоко заблуждаются.

Способны ли американские санкции повлиять на налаживание американо-российского диалога, вроде бы начавшегося на июльском саммите «большой двадцатки»? Честно говоря, я лично вообще не вижу какого-то «диалога», так что бессмысленно говорить и о каком-то «налаживании». Есть только один сюжет, крайне актуальный для взаимоотношений Москвы и Вашингтона - это поствоенное урегулирование в Сирии, раздел этой страны на сферы влияния. В этом смысле Трамп очень хотел бы «по-бизнесовому» договориться с Путиным, на уровне «вот это наша территория, а это ваша». В этой сфере реально идет конструктивный и напряженный диалог.

Никаких других реальных «точек соприкосновения» между РФ и США сегодня нет, тем более Трамп не будет «биться за Россию» в сфере экономических связей. Он истинный американец, который свято блюдет интересы США. А эти интересы, увы, часто прямо противоположны российским. И с какой стати президент США будет «биться за Россию»?  

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии