Псковские антимонопольщики воюют против «автовокзального налога»
Раньше грабили перевозчиков
Эта история началась примерно полгода назад, когда ГП ПО «Псковавтотранс» ввело дополнительный автовокзальный сбор. Согласно новым правилам, пассажир, покупавший билет в кассах автовокзалов и автопавильонов Псковской области, должен был заплатить за пользование услугами станции, согласно установленному прейскуранту: на межмуниципальных маршрутах - 20 рублей, а на межрегиональных и международных - все 30 рублей.
Кроме того, предприятие ввело плату за дополнительные услуги. Заказ билета по телефону составляет 20 рублей, бронирование билетов - 10 рублей. За хранение багажа и/или ручной клади в камере хранения в зависимости от размера нужно заплатить от 40 до 70 рублей. Штраф же за потерю номерка от места хранения багажа составляет 100 рублей. Список можно продолжать и продолжать.
Если участь, что «Псковавтотранс» является владельцем всех автовокзалов, автостанций, автопавильонов в Псковской области, то налицо было серьезное нарушение антимонопольного законодательства. Засомневались в законности новых поборов и в областной прокуратуре, которая провела соответствующую проверку. Как следствие, антимонопольное ведомство возбудило дело, первое слушание которого состоялось в середине мая.
Причем «Псковавтотранс» не в первых раз попадает в поле зрения антимонопольщиков. По словам руководителя ведомства Ольги Милонаец, и раньше на предприятие поступали жалобы. Например, от частных перевозчиков.
- В частности, на то, что по-разному устанавливается величина сбора за пользование автовокзалами, - рассказала Ольга Милонаец. - У кого-то он ограничивался 10 процентами от суммы дохода, у кого-то - 18, а некоторым «везунчикам» заламывали и все 25. Понятно, что каждый перевозчик, чтобы минимизировать свои затраты, всеми правдами и неправдам пытался отказаться от пользования автовокзалами. Но своим решением прокуратура подтвердила, что автовокзал, равно как и услуги, им предоставляемые, является частью обслуживания, размер сбора был унифицирован и определен в размере 18 процентов.
Сейчас пассажиры оказались «крайними»
Казалось бы, вопрос раз и навсегда исчерпан, но введение нового автовокзального сбора, который лег на плечи пассажиров, заставил региональное управление антимонопольной службы снова заняться коммерческой деятельностью «Псковавтотранса».
- Проверка управлением заключенных предприятием договоров с перевозчиками (автотранспортными предприятиями, которые осуществляют перевозки пассажиров с автовокзала Пскова и транзитом) подтвердила наши подозрения, что в тариф перевозчика уже включены услуги за пользования инфраструктурой автовокзалов (автостанций, автопавильонов), - продолжает Ольга Милонаец. - «Крайний» в этом случае оказался, как всегда, пассажир, который, по сути, платит дважды: перевозчику (в стоимости билета за проезд и ГП ПО «Псковавтотранс») автовокзальный сбор. Мы направили в адрес предприятия предостережение о недопустимости подобных действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
После такого нововведения стоимость билетов выросла как минимум на 5%, а ни количество, ни качество услуг не увечилось.
Естественно, заметили это противоречие и сами псковичи. Во всяком случае, управление получило три жалобы, в которых люди указали не несоответствие закону этих дополнительных сборов. При этом в самом предприятии заявляют, что к ним жалоб от пассажиров не поступает. Сейчас состоялось очередное слушание дела по признакам нарушения Государственным предприятием Псковской области «Псковавтотранс» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Хочешь денег - вводи новые услуги
Между тем, заявители - пассажиры, присутствующие на заседании комиссии, - были возмущены поведением монополиста, который, по их мнению, решает свои финансовые проблемы за счет пассажиров. Один из заявителей назвал автовокзальный сбор «платой за воздух» и потребовал от антимонопольного органа прекратить незаконные действия. В свою очередь фирмы-перевозчики пассажиров, приглашенные на заседание комиссии по рассмотрению дела, отмечали, что согласно заключенным договорам, они уже платят ГП ПО «Псковавтотранс» за обслуживание пассажиров, а теперь еще и пассажиры должны вносить автовокзальный сбор, т. е. за пользование услугами автовокзалов «Псковавтотранс» берет двойную плату.
- При этом представители «Псковавтотранса», принимавшие участие в рассмотрении, заявляли, что полученные таким способом средства шли на благое дело, - добавляет Ольга Милонаец. - Был создан колл-центр, обновлено программное обеспечение по продаже билетов, коммунальные услуги, топливо, охрану, установку дорожных знаков и другие нужды предприятия, создан новый сайт компании. При этом наши аргументы о том, что затраты на обслуживание пассажиров включены в стоимость проездных билетов, кажется, их не устроили. Но, если они на самом деле хотят больше заработать, то пусть вводят новые услуги. Например, торгуют горячими бутербродами в междугородных автобусах, поят пассажиров чаем или кофе, но не надо делать, как правильно сказал один из наших заявителей, деньги из воздуха. Это наша окончательная позиция, и мы будем отстаивать ее до конца.
На этом промежуточном этапе рассмотрение претензий УФАС к монополисту было приостановлено. Для вынесения окончательного решения комиссия исследует представленные ответчиком материалы и запросит дополнительные доказательства, а окончательный вердикт будет вынесен 26 августа.