Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Провал импортозамещения законсервирует экономическую отсталость России

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Во время проходящей в Петербурге научно-практической конференции «Импортозамещение, качество, инновации в реализуемых перспективных строительных объектах» вице-президент Союза строительных компаний «Союзпетрострой», доктор экономических наук Лев Каплан рассказал корреспонденту «Общественного контроля», почему развитие отечественной промышленности не должно превратиться в банальную кампанейщину

- На ваш взгляд, насколько далеко нужно продвигать «философию импортозамещения» в нашем обществе, где свои товары и услуги зачастую непопулярны?

- Меня пугает, что мы забалтываем эту тему, что чревато консервацией нашей отсталости, а вдохновляет то, что высшее руководство говорит, что импортозамещение - это не фетиш. Видимо, пришло время развития собственного производства. У нас ведь сегодня не выпускают телевизоры, электронно-вычислительную технику, те же кондиционеры. А такая зависимость грозит потерей экономического суверенитета. Хотя, вообще говоря, в XXI веке что-то хорошо получается у производителя одной страны, что-то - у производителя из другой. Это - норма. Сейчас мы перессорились с западным миром. Думаю, что ненадолго. Я лично считаю, что капитализм в отдельно взятой стране построить невозможно... Даже когда у нас был социалистический строй, мы все равно покупали оборудование - американское, немецкое и так далее. Пройдет некоторое время, и все должно возвратиться на круги своя, мы наладим связи с западными партнерами.

- Для этого должны пройти месяцы или годы?

- Я думаю, что год - не меньше. Долго это продолжаться не может, потому что вне мировой экономики, вне внешних связей нам просто не выжить. Или мы окажемся самой отсталой страной мира.

Количество обязательных технических стандартов в области строительства: США - 10000, Китай - 8000, Израиль - 3000, Россия - 76.

- Вы как-то заметили, что полностью от импорта в строительной отрасли не отказаться.

- Нельзя отказываться. Иначе все стройки встанут. Ведь у нас нет своих экскаваторов, бульдозеров, другой строительной техники. Например, у нас отвратительные башенные краны, которые часто ломаются, и их никто не хочет покупать. Все строители обставились немецкими либхеррами, но и эти краны тоже устаревают, поэтому существует необходимость возобновить связи с западными партнерами, но только, естественно, не ценой сдачи Крыма.  

- Многие выступающие на конференции говорят об экономии с помощью импортозамещения.

- Экономия при помощи импортозамещения - иллюзорна. На самом деле речь идет не столько об экономии, сколько о развитии собственного производства. А это потребует от нас колоссальных затрат.

- Но, если развивать собственное производство, в будущем эффект обязательно будет.

- Когда-нибудь эффект будет, но сегодня импортозамещение не экономит, а даже наоборот - происходит удорожание всего того, что мы производим.

- А ведь нам надо поднять еще и качество?

- Дело в том, что качество должно регламентироваться как сверху, во время приемки зданий и сооружений, так и снизу - покупатели квартир, потребители должны требовать качественно выполненной работы. Еще нужно выработать критерии качества. Я, например, хотел бы, чтобы у нас в строительстве была введена сортность объектов, которая отражалась бы и на цене.

- Достаточно ли сегодня, на ваш взгляд, в России делается для повышения квалификации строительных специалистов?

- Раньше всех заставляли учиться: хочешь, не хочешь, а надо было идти на курсы повышения кадров. А сейчас эта система развалена - и ее надо восстанавливать заново.

Почасовая зарплата рабочих строительных специальностей: Австралия - 16,88 доллара, Франция - 12,09, Япония - 8,17, США - 7,25, Россия  - 0,97 доллара.

- Во время выступления вы сказали, что на Западе от прораба зависит работа всей строительной площадки. Можно об этом немного подробнее?

- В России прораб в лучшем случае следит за технологией строительства - и ни за чем больше, плюс его лают на всех оперативках. А на Западе он был бы менеджером проекта, который отвечает и за качество, и за сроки, и, самое главное, за стоимость. Там «прораб» получает большие деньги и обладает огромными правами. Именно на него работает аппарат управления, а у нас все наоборот.

- Как побороть монополистов в строительстве и почему это важно? Все-таки сильные крупные компании это тоже плюс.

- Крупные компании - это хорошо, но не тогда, когда они исключительно монополисты. В нашем регионе сегодня работает 11 крупных компаний, которые забрали себе весь строительный рынок и которые вертикально интегрированы, то есть построены не по принципу кооперации, а по принципу «у меня все свое»: краны, субподрядчики, производство. Руководство этих фирм честно признается, что им так удобно, но это - не рынок.  

- Может быть, именно поэтому снижаются показатели малого бизнеса в строительстве?

- Да, из-за этого. Малый бизнес стал сейчас никому не интересен, потому что заправляют всем только монополисты: в наш рынок невозможно войти, он весь занят. Следовательно, и конкуренции нет.

Мнения участников научно-практической конференции «Импортозамещение, качество, инновации в реализуемых перспективных строительных объектах»

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

- Импортозамещение - только первый шаг, следующий шаг - это торговля за пределами Российской Федерации. На первом этапе это могут быть страны Скандинавии и Балтии, которые давно ждут петербургских предпринимателей, и никакие санкции тому не помеха. Задача заключается не в том, чтобы полностью заместить импорт, а в том, чтобы составить конкуренцию иностранным производителям.

Сергей Фролов, технический директор СРО НП «Строители Петербурга»:

- Для развития отрасли нам необходимо 25 млн высококвалифицированных рабочих. Но в Минэкономразвития посчитали и объявили, что на обучение только одного рабочего надо затратить не менее… 100 тысяч долларов. Умножьте 25 млн на 100 тысяч - цифра получается неподъемная (2,5 трлн долларов). Зато у нас сейчас много бакалавров и магистров, но я не понимаю, куда их ставить на стройке. 

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антон, начальник производства, 37 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии