Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Ленобласть метит в индустриальный топ

 Фото: http://lenobl.ru Фото: http://lenobl.ru Власти Ленинградской область одобрили проект закона о стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. В отличие от городского документа, в областном не обещают гражданам «жизнь как в Барселоне» и других атрибутов светлого будущего. Но довольно обоснованно метят в число лучших индустриальных регионов страны с планами двукратного роста промпроизводства и ВРП

Нормотворческая нерасторопность Ленинградской области сыграла ей на руку. Регион не особенно спешил исполнять требование 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», согласно которому все регионы должны подготовить программные и стратегические документы, и оказался в выигрыше. Как уже писал «Общественный контроль», Петербург свою стратегию разрабатывал в конце 2013 года, принимал в 2014-м, но пока документ проходил обсуждения в профессиональном сообществе и обкатывался на совещаниях в Смольном, город, да и страна в целом, оказались в совершенно иной экономической и политической реальности. Тлеющий конфликт на Украине, санкции, кризис - все события на слуху.

Основные положения городского документа и лежащие в базе госпрограммы сейчас городу приходится очень сильно перекраивать. Разумеется, в сторону уменьшения.

В итоге основные положения городского документа и лежащие в базе госпрограммы сейчас городу приходится очень сильно перекраивать. Разумеется, в сторону уменьшения.  Все красиво расписанные планы и визионерские инфраструктурные чудеса накрылись тяжелой крышкой дефицитного бюджета.

Ленинградская область наблюдала за перипетиями в жизни своего богатого соседа, вооружившись собственной концепцией развития региона до 2025 года. И в конце лета 2015-го чиновники поняли: пришло время менять план действий. Как рассказал накануне на заседании правительства вице-губернатор Дмитрий Ялов, во-первых, объективно изменились приоритеты из-за смены внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, кроме того - стратегия должна учитывать текущие программные и стратегические документы более высокого уровня, в том числе указы президента.

Свои коррективы накладывает и макроэкономическая ситуация. Концепция развития до 2025 года банально ориентировалась на более стабильный экономический фон - например, в документ закладывался ВВП на уровне 3,5%, а не 0,5%, как сейчас, инфляция не должна была превысить 6,6% (а по итогам года она вышла на уровень 15,7%). В этой же копилке - падение реальных доходов населения в 7,8%, рост социальной нагрузки на бюджет, секвестрирование расходов федерального бюджета (в 2015 году - на 10%), увеличение оттока капитала в 2 раза - с 50 млрд до 110 млрд долларов.

Концепция развития до 2025 года банально ориентировалась на более стабильный экономический фон - например, в документ закладывался ВВП на уровне 3,5%, а не 0,5%, как сейчас.

Разумеется, на этот вызов области нужно чем-то ответить. Как рассказали чиновники, Стратегия будет обязательно учитывать все возможные риски: дальнейшее ухудшение экономической и политической ситуации в мире и стране, замедление темпов экономического роста, ужесточение санкций и снижение внешнеторгового оборота, увеличение объемов вывода капитала из России и снижение инвестиций в экономику региона, а также бюджетную ограниченность.

В этой связи разработчики выбрали для региона реалистичный сценарий развития - это значит, что регион вряд ли будет запускать инновационные IT-инвестпроекты и выходить на внешние рынки со своей продукцией, но и с ролью региона - снабженца для петербургских мощностей мириться не намерен. В частности, планируется модернизация традиционных секторов экономики и увеличение добавленной стоимости. Ставку область будет делать на машиностроение, нефтегазохимию, оборонно- промышленный комплекс, транспорт и логистику, агропромышленный комплекс.

Для этого разработчики выделили 6 базовых разделов стратегии, так называемых проектных инициатив. Это «индустриальное лидерство», «продовольственная безопасность», «современный транспортно-логистический комплекс», «здоровье населения», «профессиональное образование» и «комфортные поселения».

Как рассказал господин Ялов, перед областью стоит задача увеличить объемы промпроизводства вдвое и войти в топ-10 промышленно развитых регионов России.

Основным драйвером развития региона в ближайшие годы станет именно промышленность. Как рассказал господин Ялов, перед областью стоит задача увеличить объемы промпроизводства вдвое и войти в топ-10 промышленно развитых регионов России. В рамках промышленной революции региона планируется повышение степени переработки сырья до 80%, уровня локализации производства - до 60% и создание не менее 10 промышленных кластеров, в том числе авто-судо-фармкластеров, кластера стройматериалов и т.д. Ожидается, что по итогам новой индустриализации будет создано до 7 - 8 рабочих мест в смежных отраслях на каждое рабочее место, созданное в промышленности, а каждый вложенный в промышленность рубль даст не менее 4 рублей отдачи, в том числе и в областную казну. Кроме того, планируется развивать сети индустриальных парков. Этот пункт стратегии, очевидно, прошел мимо профсообщества, которое уже несколько лет подряд говорит о кризисе этого сегмента: половина индустриальных парков в Ленобласти стоит полупустые.

Судостроительные кластеры будут созданы в Выборге, Новой Ладоге и Гатчине, автопроизводство поселится в Ивангороде, Кингисеппе и Всеволожске, фармкластер - в Луге, Кузьмоловском, Гатчине и Горбунках. Кроме того, планируется создание наукограда в Сосновом бору. Но на ближайшую перспективу главным промышленным центром региона останется мегапроект «Усть-Луга» стоимостью 675 млрд рублей. Участниками проекта, помимо Ленобласти, являются ПАО «Газпром», МК «Усть-Луга», ООО «Балтийская газохимическая компания» и Azerbaijan Methanol Co LLC.

Большие надежды, особенно в условиях санкций, администрация региона возлагает на агропромышленный комплекс. Здесь основной упор будет сделан на импортозамещение и интеграцию региональных производителей в национальную цепочку поставок. Для этого будут введены механизмы поддержки нишевых отраслей АПК, разработаны новые формы субсидий. В результате область уже в ближайшие годы должна войти в топ-15 регионов по поставкам сельхозпродукции. Нагнать осталось немного - сейчас область 17-я с объемом рынка в 99 млрд рублей.

Судостроительные кластеры будут созданы в Выборге, Новой Ладоге и Гатчине, автопроизводство поселится в Ивангороде, Кингисеппе и Всеволожске, фармкластер - в Луге, Кузьмоловском, Гатчине и Горбунках.

Еще одна большая мечта области - преодолеть спад спроса на транспортные услуги и вдохнуть жизнь в транспортно-логистический комплекс. Согласно документу, через 15 лет будет построено четыре автомобильные дороги, два мостовых перехода, восемь путепроводов и транспортных развязок. Среди основных проектов - реконструкция трассы А-120, новая скоростная платная трасса от Петербурга до Москвы, газопровод «Северный поток-2», запуск трех веток легкорельсового трамвая, строительство двух транспортно-пересадочных узлов, а также создание двух аэропортов (грузового и пассажирского в Сиверском).

Как видно, областное правительство мало уступает Смольному в деле построения грандиозных планов на скромной базе. Для воплощения всех этих инвестиционных фантасмагорий городу и области не хватает одного - денег. Это подтвердил на заседании и сам глава региона Александр Дрозденко: «Очевидно, что бюджету все заявленные проекты не потянуть. Это должны быть внушительные федеральные транши или проекты государственно-частного партнерства». Впрочем, в условиях секвестра и подготовки страны к ЧМ-18 выбить из федералов деньги удается немногим, а проектов успешных платных трасс на основе концессии в области пока нет. При этом решать транспортную проблему агломерации нужно не стратегией, а конкретными проектами: восточная граница города и области встает в утреннюю и вечернюю пробку уже сейчас.

Отметим, что именно за пустотность, обобщенность и ненаполненность реальным ресурсом раскритиковали документ в Общественной палате Ленобласти. В программе, по словам общественников, нет конкретных программных мероприятий, инвестпроектов, объемов финансирования и, в конце концов, натуральных показателей (сколько мяса будет приходиться на жителя области и какой километраж дорог будет в итоге введен). Но чиновников можно понять: за каждую конкретную цифру придется в итоге держать ответ. Поэтому, как уверяет господин Ялов, все целевые индикаторы приведены по требованиям Минэкономразвития - в процентах и индексах. А конкретики здесь и не будет - на то она и стратегия, чтобы просто расставить приоритеты.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии