Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 90.92
Евро 98.9
Юань 1.26

Проблема Хибин: нет статуса - нет туризма

 Фото: Сергей Игумнов Фото: Сергей Игумнов Жители Мурманской области начали сбор подписей под обращением к главе правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить Хибинам статус национального парка. Это позволит, по мнению авторов петиции, сохранить экологическую уникальность гор, привлечь туристов и получить инвестиции, в том числе на промышленные разработки

Споры вокруг месторождений

Дмитрию Медведеву северяне пишут еще и потому, что глава правительства частенько прилетает в Кировск, чтобы покататься на горных лыжах. Авторы петиции уверены, что он сам должен быть заинтересован в разрешении непростой ситуации.

Сейчас положение Хибин напоминает известную басню Крылова про лебедя, рака и щуку, что в конечном результате не приносит пользы ни региону, ни федеральному бюджету. Разговоры о том, чтобы присвоить самой известной заполярной горной гряде особый статус, ведутся уже почти 100 лет - они начались еще в императорском Русском географическом обществе, однако в последнее время об этом заспорили все активнее - из-за возрастающей привлекательности горнолыжного курорта Вудъявр и, как следствие, увеличения притока альпинистов из столиц и зарубежных туристов.

- В настоящее время Хибины ежегодно посещают около 20 тысяч человек, что сравнимо с Байкалом и Долиной Гейзеров, - считают авторы петиции, среди которых - известный мурманский эколог Виталий Серветник. - Однако нормальной организации на месте нет, потому что нет полноценного юридического статуса.

Во многом превратить Хибины хотя бы в туристическое подобие Альп мешают промышленные разработки, вернее, отсутствие их упорядоченности. Сначала активным противником оформления горной гряды как национального парка был концерн, разрабатывающий апатитовые месторождения. Они заявляли о необходимости оценки перспектив рудников и сетовали на возможные запреты и ограничения со стороны экологов. Теперь же все более или менее понятно, промышленные проекты по апатитовым месторождениям согласованы, но статус Хибинам, судя по всему, никто присваивать не собирается.

- По формальным основаниям этому препятствует Федеральное агентство по недропользованию, - объясняют авторы петиции. - Они утверждают, что в заявленные границы национального парка попадают несколько рудопроявлений. При этом исключить эти места из границ национального парка невозможно, поскольку там находятся сложившиеся туристические тропы и ряд видов, занесенных в красную книгу.

Федеральные чиновники ведомства признают, что разработки оставшихся рудопроявлений достаточно туманны, однако с одобрением статуса Хибин тянут. Казалось бы, почему не обойтись без мест, где находятся неразработанные месторождения? Однако тогда территория горного массива будет недостаточно велика для национального парка…

Ни себе ни людям

Отсутствие статуса создает серьезную угрозу дикого туризма и невозможность сделать его цивилизованным.

- Случаи, когда туристы оказываются под лавинами или срываются, для кировских спасателей привычны, - говорят в ГУ МЧС по Мурманской области. - Каждый год весной и зимой обязательно происходят ЧП, в особенности с московскими и петербургскими путешественниками, которые просто не предупреждают о том, что они отправляются в переходы. И делать они этого по закону не обязаны, поскольку у Хибин нет статуса.

Пока отсутствуют юридические документы и нет выстроенной системы работы, как положено в национальном парке, невозможно распланировать работу спасательных подразделений и уж тем более получить дополнительные средства на специальное оборудование.

«Дикие» туристы вредят не только себе, но и уникальной природе Хибин, оставляя мусор и кострища, вытаптывая редкие мхи и растения. Если бы это было в национальном парке, то появлялась бы возможность привлечь их хотя бы к административной ответственности. Сейчас же каждый турист делает, что хочет. Кроме того, статус национального парка позволил бы как минимум нанять штат лесников и для работы с туристами, и для охраны редких видов, и для взаимодействия с учеными.

Инфраструктуры нет

Не отказались бы от наведения порядка в горах и власти двух прилегающих к Хибинам городов - Апатитов и Кировска. В последнее время они не могут полагаться на промышленников, разрабатывающих апатито-нефелиновые залежи, поскольку в период кризиса те все больше говорят о возможных сокращениях северян на производстве и завоз рабочих вахтовым методом. Другое дело - развитие туризма при наличии национального парка, которое, с одной стороны, дало бы возможность создать рабочие места для северян, с другой - привлекло бы в города инвестиции. Пока же при нынешнем потоке туристов неясно, как их всех нормально разместить без отсутствия должной инфраструктуры.

- В этом году существенно возросло количество жалоб на интернет-мошенничество с жильем, - сообщают в УМВД по Мурманской области. - Схема стандартная: туристы, не находя мест в гостиницах, обращают внимание на частный сектор и пытаются снимать жилье. Заранее переводя аванс злоумышленникам, они не обнаруживают квартир, о которых говорится в объявлениях, и деньги им никто не возвращает.

При этом в Кировске большое огромное количество брошенного жилья, которое при качественных вложениях и переоформлении могло бы использоваться для размещения любителей горного отдыха. Правда, судя по всему, заниматься такими квартирами у чиновников особого желания нет - нужно же разыскивать бывших владельцев, искать деньги на переоформление, а у муниципалитетов их традиционно нет.

Между тем региональное министерство природных ресурсов, которое непосредственно занимается разбирательством с федеральными ведомствами о присвоении Хибинам статуса национального парка, успешно рапортует об очередном заседании рабочей группы, в котором принимали участие все заинтересованные стороны, кроме московских чиновников. Но никого решения на областном уровне принято так и не было.

Остается надеяться только на то, что Дмитрия Анатольевича утомили встречи в аэропорту «Хибины», где турникет из-за малого количества сотрудников ему открывает лично директор, и дороги, на которых даже при наличии хорошего транспорта можно «растрясти весь статус», и он вмешается в ситуацию.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии