Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Теракт в Петербурге: что на улицах, в транспорте и в головах

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Корреспондент ОК-информ оказался у станции метро «Сенная площадь» в 14.55, то есть примерно через полчаса после взрыва. Как реагировали люди на первый серьезный теракт в Санкт-Петербурге, который до 3 апреля 2017 года считался самым безопасным городом России, - в нашем репортаже

14.50. Мы с фотокорреспондентом Денисом Тарасовым ловим у Гостиного Двора попутку - за 100 рублей водитель готов добросить нас до Сенной. По дороге, слыша наш разговор о возможном взрыве, черноволосый парень - явно приезжий - пугается: «Ой, я вчера сюда на Апраксин двор детей возил!»

14.55. Сенная площадь около станции метро оцеплена, одна за другой с сиренами подъезжают машины скорой помощи. Только там мы насчитали около 8-10 машин, однако они, постояв, разворачиваются и уезжают в сторону станции метро «Технологический институт». Истерично кричит женщина восточной внешности: она потеряла сына, который ехал на Сенную, теперь она не может до него дозвониться. Хватается за сердце пожилая петербурженка: ей тоже не найти родственников, с которыми должна была встретиться здесь же, на Сенной. Подхожу к машине скорой помощи, прошу дать женщине успокоительное. Но врач что-то бурчит и закрывается в машине. Судя по всему, это была частная неотложка. К рыдающей подошли медики из другой бригады.

15.00. Практически перестает работать сотовая связь. «Знающие» люди говорят, что начали работать так называемые глушилки, которые спецслужбы включают в подобных ситуациях - во избежание переговоров злоумышленников. Но, судя по всему, все сотовые операторы просто «обвалились». Зато стойко держался интернет всех операторов - обмен новостями происходил по месседжерам.

После 15 часов: по громкоговорителю сообщают, что по приказу начальника метрополитена все станции петербургской подземки закрыты. Народ устремился к общественному транспорту, однако в него не втиснуться. Автобусы в сторону Невского проспекта идут редко и переполненными. Очевидцы рассказывают, что частники за проезд от Сенной до площади Восстания берут 3 тысячи рублей.

На место происшествия сбегаются толпы журналистов. Если сначала полицейские пускали за оградительную ленту корреспондентов с профессиональными удостоверениями, то по мере прибытия журналистских групп стали вежливо, но настойчиво просить выйти за ограждение. Журналисты повиновались: уже стало известно, что на станции метро «Площадь Восстания» обезврежено взрывное устройство, поэтому опасения силовиков не беспочвенны. Пожарные то тянут в метро, то запускают в люки шланги. Потом также молча их сматывают.

15.40. На месте происшествия появляются депутаты Оксана Дмитриева и Максим Резник. Оксана Генриховна озвучивает прессе свою версию: скорее всего, это теракт. По их информации, 10 погибших, 20 раненых. Как и зачем они появились на Сенной, пока неизвестно. Над Сенной барражирует большой вертолет «Центроспаса», людей едва не сдувает. Но машина не села, а, покрутившись, улетела в сторону «Техноложки».

Журналисты узнают о новостях из соцсетей - в частности, блестяще показавшему себя паблику соцсети Вконтакте «ЧП и ДТП в СПб». Даже «жирные» федеральные телеканалы не знают, будет ли пресс-подход первых - или хотя вторых и третьих лиц

Около 16 часов. Большинство журналистов устремляется в сторону метро «Технологический институт». Никакой официальной информации по-прежнему нет, но коллеги рассказывают, что главный штаб - там, и что якобы уже выступал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. По дороге встречаю тех же Оксану Дмитриеву и Максима Резника. Они возвращаются от Техноложки к Сенной. Прошу прокомментировать последние новости.

«По данным оперативного штаба, пострадавших - около 50 человек. Но сколько погибли, сколько ранены, неизвестно. Здесь мы оказались как все - услышав в новостях про теракт. Мы сказали, что готовы оказать любую помощь, но они сами справляются пока», - рассказал Максим Резник.

Задаю ему вопрос, который очевиден: связывают ли они теракт с сегодняшним визитом в родной город президента России? Максим Резник отвечает: «Я вам скажу так: всякое бывает в жизни, но очень трудно не верить в такие совпадения». На другой вопрос о том, что именно Санкт-Петербург всегда считался весьма благополучным в плане терактов городом России, Максим Резник ответил: «Да, так было до 3 апреля 2017 года».

16 часов и позже, станция метро «Технологический институт». Тут действительно около 40-50 машин всех возможных специальных служб: скорая помощь, МЧС и его подразделения, следственный комитет России, взрывотехники (причем в специальном прицепе к машине, как рассказали, находится робот-минер).

Полицейские очень вежливы и просят, несмотря ни на что, переходить Московский и Загородный проспекты только по зеленому сигналу светофора: «Погибнуть под колесами еще успеете», - мрачно шутит один из стражей порядка.

Полицейские вообще приятно поразили вежливостью и слаженной работой. Журналисты - народ чуткий, поэтому каждый разговор по рации прослушивается: «Сюда усиление, люди под колеса прыгают. Усиление, а не роту, я сказал!», - командует кто-то из стражей порядка, отсылая назад рванувших на призыв человек пять, оставив двух.

Но информации - ноль. Вежливые полицейские отвечают, что не знают, будет ли пресс-подход людей из оперативного штаба, и не знают, где он находится. Хотя все журналисты уже знают, что он находится в большом красном «Икарусе», припаркованном у входа на «Техноложку».

Официально сообщил только комитет по здравоохранению: по состоянию на 17 часов - 10 погибших, 22 раненых. На месте работали около 40 машин скорой помощи

На огромном экране посередине площади у «Техноложки» - информция о горячих телефонах МЧС. Подобные сообщения регулярно приходят на телефоны абонентов нескольких сотовых операторов, но - не всех. Там же сообщают, как будет работать общественный транспорт и какие бесплатные линии перевозок открыты.

На месте около сотни журналистов всех, наверное, российских и многих западных СМИ. Девушка на хорошем английском делает селфи-репортаж, ее параллельно снимает оператор. Все ходят кругами около станции метро, обсуждая очередную новость: кто-то кому-то сказал, что некие общественные активисты собираются здесь, у метро, вечером устроить акцию памяти. Реакция абсолютно всех знакомых журналистов: «Они что, обалдели? Куда сюда со свечами? Это - провокация! Не здесь и не сейчас устраивать акции».

Между тем официальной информации по-прежнему - ноль. Журналисты узнают о новостях из соцсетей - в частности, блестяще показавшему себя паблику соцсети Вконтакте «ЧП и ДТП в СПб». Даже «жирные» федеральные телеканалы не знают, будет ли пресс-подход первых - или хотя вторых и третьих лиц. Официально сообщил только комитет по здравоохранению: по состоянию на 17 часов - 10 погибших, 22 раненых. На месте работали около 40 машин скорой помощи.

Звоним в такси: Яндекс-такси по состоянию на 18.45 не смог предложить ни одной свободной машины ни эконом-, ни комфорт-, ни бизнес-класса. Хотя доехать надо было всего километров 10 - за 800 рублей

Зато из здания управления петербургского метрополитена - который тут же, в 10 метрах от входа на «Техноложку» - вышел руководитель петербургской подземки Владимир Гарюгин. Даже издали, за оцеплением, видно, что он - белого цвета. «Еще бы: столько денег вбухано в эти металлодетекторы, которые, говорят, даже к электросети не подключены!» - высказывают версии наблюдатели.

Гарюгин поговорил с кем-то по телефону и также молча скрылся в здании вверенного ему ведомства.

После 18.00. Замерзшие граждане начинают расходиться, хотя куда - непонятно. Делятся информацией, что якобы общественный транспорт сегодня будет возить бесплатно. Это действительно так, но он ходит крайне редко, а в районе Техноложки вообще почти не ходит. Перекрыты почти на половину 1-я Красноармейская, Московский от Фонтанки, пропускают только автобусы, в которые не влезть, и редкие троллейбусы. Звоним в такси: Яндекс-такси по состоянию на 18.45 не смог предложить ни одной свободной машины ни эконом-, ни комфорт-, ни бизнес-класса. Хотя доехать надо было всего километров 10 - за 800 рублей. Но свободных машин нет. Люди покорно шли пешком.

19 часов и позже. Иду от станции метро «Технологический институт» в сторону Обводного канала. Пробки адские, народ толпами, как в советские времена во время общенародных праздников, шагает по тротуарам. Все - на телефонах. Ругают сотовую связь и хвалят те же мессенджеры. Народ спокойный и вежливый, а вот автомобилисты - не очень. Истерят, сигналят, при мне один неврастеник на «Мерседесе» едва не сбил мужчину, переходившего 12-ю Красноармейскую по зеленому сигналу светофора.

Паники нет. Истерики (кроме тех, кто в пробках) - тоже нет. Держимся.

Фото: Денис Тарасов

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии