Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Путин призвал Запад признать очевидное

 Фото: www.kremlin.ru Фото: www.kremlin.ru Выступление президента РФ в рамках «Валдайского клуба» вызвало огромный резонанс в мировом информационном пространстве

Двумя главными посылами его речи послужили две очевидные мысли: во-первых, Россия будет продолжать военную операцию в Сирии до победного конца и не допустит разделения страны на анклавы, во-вторых, Москва будет и дальше принуждать Запад к открытому и цивилизованному диалогу по главным мировым проблемам, а неумеренные геополитические амбиции и попытки изолировать какую-либо страну приведут лишь к резкому ухудшению ситуации в мире.

«Валдайский клуб» возник в 2004-м поблизости от городка Валдай, посередине между Москвой и Петербургом, в госрезиденции «Длинные бороды». К тому моменту весь мир уже четыре года пытался ответить на вопрос «кто такой Путин и куда он ведет Россию?» Чтобы дать исчерпывающий ответ, администрация Кремля пригласила в страну более сотни ведущих мировых экспертов по России. С ними встретились сначала политики из команды Путина, а потом - и сам президент.

С тех пор заседания «валдайцев» проходят ежегодно. Каждый раз собирая десятки политиков и экспертов с Запада, российская власть показывала им страну (встречи проходили в Казани, Ханты-Мансийске, Ростове-на-Дону, Якутске, Грозном, Петербурге, Сочи и т. д.) и подробно объясняла принципы проводимой на тот момент Кремлем политики. Парадоксально, но с каждой встречей вопросов у экспертов меньше не становилось, а многие шаги Кремля во внутренней и мировой политике так и оставались непонятыми в Европе, и особенно - в Америке. Не исключено, что так выйдет и на этот раз.

Нынешняя встреча Путина с «валдайцами» удивила аналитиков, прежде всего, составом спикеров в президиуме. Рядом с бывшим послом США в СССР Джоном Мэтлоком и экс-лидером Чехии Вацлавом Клаусом - по правую руку от Путина - сидел спикер иранского парламента Али Лариджани. Впервые выдвинув на первые роли одного из властителей Ирана, Кремль послал ясный сигнал и исламскому миру («Россия - не враг для мусульман»), и Западу («РФ не одинока в своих действиях в Сирии»).

В первой части выступления Путин произнес знаковую фразу: «”Исламское государство” - враг цивилизации», и ее еще не раз процитируют мировые СМИ. Он ясно дал понять: единственная цель операции РФ в Сирии - помочь установить твердый мир в разваливающемся на куски регионе и обрисовал пошаговый план урегулирования конфликта. В целом план таков: сначала полностью освободить Сирию и Ирак от террористов (для чего стоит объединить все силы), а затем - начать политическое урегулирование и социально-экономическое восстановление в обеих странах.

Рассмотрев действия США в регионе, Путин сообщил: нельзя достичь успехов в борьбе с терроризмом, если использовать часть боевиков как «таран» для свержения неугодных режимов. А главное условие для победы над ИГ - «воспринимать друг друга как союзников по общей борьбе». Еще одна яркая мысль главы РФ: в будущем Сирия могла бы стать «общей моделью для решения важных мировых проблем, которые затрагивают всех».

Аналитики отметили: Путин говорил с «валдайцами» о войне как реалист - «военная сила остается и еще долго будет инструментом международной политики». При этом он против ее применения по любому поводу, «просто чтобы напомнить миру, кто в доме хозяин». Напомнив, кто виноват в нынешнем «пожаре» на Ближнем Востоке, лидер РФ никому не угрожал и даже не осуждал слишком сурово. Было видно - ему неинтересно повторять сказанное в 2007-м в Мюнхене. А акцент был сделан на том, что «договариваться надо - в конечном итоге прагматизм должен победить» - и в Сирии, и в мире в целом.

Одно из главных впечатлений от речи - Путин больше не протягивает «руку дружбы» США (этот вариант уже отыгран), не собирается идти на уступки и не ждет их от Вашингтона. Он просто ставит Запад перед необходимостью признать объективную реальность: конкуренция между государствами и блоками будет всегда, но Россия настаивает, чтобы она шла по определенным политическим, правовым и моральным правилам.

Если же единых для всех правил не будет, то возможно столкновение интересов, чреватое острыми мировыми кризисами - вплоть до военных конфликтов. Путин отметил: сейчас мир вновь сталкивается с попытками Запада любой ценой продвинуть свою модель «одностороннего доминирования». Они уже привели к разбалансировке систем международного права, а значит, есть угроза, что конкуренция - политическая, экономическая или военная - может стать неуправляемой.

Путин четко обозначил: Россия - против хаоса, который может привести к катастрофе, и упрямо предлагает Западу вместе выработать новые правила. И Сирия - это пример отсутствия альтернативы совместным действиям против ИГ. Эксперты говорят, что после начала российской операции в Сирии у Вашингтона не осталось возможности лишь делать вид, что он воюет с халифатом, иначе за помощью к РФ обратится еще и Ирак, а это будет уже слишком похоже на геополитическое поражение Америки.

Так что отказ Штатов координировать свои действия с Москвой вряд ли продлится долго - недаром Путин упомянул, что «мы близки к началу обмена информацией с нашими западными коллегами о позициях и передвижениях боевиков».

При этом в России понимают: в Вашингтоне идет борьба нескольких позиций, и одной из самых популярных является идея раздела Сирии. Об этом Белый дом пока не сказал ни слова, но американские эксперты подтверждают, что вариант «взять все и поделить» рассматривают в Вашингтоне всерьез. Путин четко дал понять, что ни о каком разделе Сирии речи не идет.

- Раздел Сирии - неприемлемый вариант. Он не приведет к прекращению конфликта, а создаст условия для его разрастания и продолжения. Если разделить страну на отдельные территории, то они будут бесконечно между собой воевать, - заметил он.

В целом эксперты уверены: речь Путина определила российскую политику и в Сирии, и в отношениях с Западом как минимум на ближайший год. В конце концов, все уже привыкли к тому, что слова у лидера РФ никогда не расходятся с делами, а Сирия может стать новой моделью геополитического поведения России на Ближнем Востоке, которая потом может быть воплощена и в других регионах мира.

- На этот раз Путин высказался намного жестче по поводу Сирии, - считает немецкий политолог Райнхард Крумм из Фонда Фридриха Эберта. - Сирия - огромная задача для России, но говорить о том, готовы ли другие страны поддержать предложенный Путиным план, пока рано. Военная победа над терроризмом - это невероятно сложно. Если помните, американцы в 2003-м тоже обещали закончить операцию в Ираке за несколько месяцев.

- Путин показал полную готовность к сотрудничеству с международным сообществом, а предложенный им план - вполне сбалансированный, - говорит британский политолог Анатоль Ливен, профессор «Кингс Колледж». - Конечно, ИГ надо побеждать, но это будет очень долгий процесс, ведь речь идет не только о Сирии, но и об Ираке. И возможность политического урегулирования в этих странах появится только тогда, когда террористы будут полностью изгнаны с их территорий.

- Путин очень четко, с ясной логикой показал двойные стандарты в политике США. И показал, что Россия в Сирии для того, чтобы такие группировки, как ИГ, не распространили свою власть на весь регион. РФ там не для того, чтобы просто попытаться, а для того, чтобы сделать дело. Для любого человека с Ближнего Востока это очень важно, - сказал египетский эксперт Тарек Хегги.

- США уже смирились с российской военной операцией. Сколь бы неприятен для них ни был факт военного присутствия РФ в Сирии, в ближневосточной политике надо руководствоваться прагматическими соображениями. Сейчас цели США и России выглядят совместимыми. Конечно, для Вашингтона лучше, чтобы территорию у ИГ отбивали либо умеренные сунниты, либо внешние силы, а не иранские империалисты. Если Россия ограничит свои военные операции кампанией против ИГ, это может серьезно помочь ее отношениям с США не вернуться к временам холодной войны, - уверен бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.

- Выступление Путина обозначило готовность РФ сотрудничать с Западом для решения ключевых мировых проблем. Неясно, правда, готовы ли к этому в Европе и США, но сейчас «мяч - на стороне Америки», - считает эксперт Фонда Собчака Сергей Станкевич. - Пока рано судить, будет ли стратегический союз Запада и РФ по Сирии, но тактический союз вполне может состояться. Россия вернулась на Ближний Восток как один из ведущих игроков. И нам очень важно найти там правильную роль, чтобы не перегрузить себя чрезмерными обязательствами. Судя по выступлению Путина, эта тактика постепенно вырисовывается. Россия участвует в ключевых остроконфликтных точках на планете, где есть угроза терроризма. Но при этом она открыта для сотрудничества и не берет на себя единоличную роль. Та тактика, которая отрабатывается Москвой в Сирии, - пожалуй, единственно верная, - заключает Станкевич.

Главную же мысль российского лидера по поводу развития отношений с Западом прокомментировал Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» (и один из авторов доклада Путина).

- Нарастание хаоса и неуправляемости в международных отношениях не может продолжаться бесконечно. И сейчас уже пошел процесс формирования новой структуры мира, основанной на балансе двух больших групп государств - «коллективной Транс-Атлантики» и «коллективной Центральной Евразии», к которой относится и Россия. Экономическую основу этого баланса составят два океанских партнерства - «атлантическое» и «тихоокеанское», а также «сопряжение» торгово-инвестиционных проектов в Большой Евразии. Движение к консолидации сторон уже началось, и новый тип мирового баланса должен быть постоянно меняющимся.

Эти партнерства будут постоянно конкурировать между собой, но обязаны выработать механизм избегания опасных столкновений «лоб в лоб». Это не «концерт наций», но и не раскол мира на два блока, как в «холодную войну», это… «нечто гибридное».

Главное, что пытается сегодня донести до Запада Россия и ее лидер, - нужда в понятной структуре мира становится все более острой и осознанной. Создать ее волевым решением невозможно, сегодня никакому мировому конгрессу это не под силу. Но логика истории все-таки в том, что из хаоса рано или поздно прорастает порядок.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии