Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Курилы: игра по правилам и без

 Фото: www.kremlin.ru Фото: www.kremlin.ru В последние месяцы отношения России и Японии переживают серьезное потепление. Токио в ходе майского визита премьер-министра Синдзо Абэ в Россию представил обширный план развития экономических отношений между странами, а РФ на сентябрьском форуме во Владивостоке в ответ предложила целых 49 совместных проектов

Сейчас президент Владимир Путин активно готовится к ответному визиту в Токио в декабре. В его преддверии некоторые японские СМИ уже упоминают о некоем «обмене», в рамках которого два курильских острова из четырех могут отойти Стране восходящего солнца (в обмен на миллиардные инвестиции в экономику Дальнего Востока). Однако российские политологи и востоковеды убеждены: нынешняя игра Москвы вокруг островов рассчитана лишь на активное включение Японии в экономическое развитие страны. Но передачу Токио даже двух курильских островов РФ не может себе позволить ни по политическим, ни по военно-стратегическим причинам.

Триллион на кону

Последним громким шагом в российско-японской игре вокруг Курил стало заявление, сделанное на этой неделе нашим Министерством по развитию Дальнего Востока. Ведомство сообщило - разработанный «План интенсификации экономического сотрудничества РФ и Японии» состоит из 18 приоритетных направлений и проектов общей стоимостью 1 триллион рублей (порядка 16,5 миллиардов долларов).

Разработанный «План интенсификации экономического сотрудничества РФ и Японии» состоит из 18 приоритетных направлений и проектов общей стоимостью 1 триллион рублей (порядка 16,5 миллиардов долларов)

В документе оговорено сотрудничество в сферах энергетики, транспорта, создания совместных инвестиционных платформ и развития медицины. Помимо общих договоренностей, есть в нем и так называемые «проекты высокой степени готовности». Среди них - разработка с участием японских компаний Чульмаканского и Денисовского угольных месторождений, которые принадлежат российской компании «Колмар», строительство крупнейшего на Дальнем Востоке угольного терминала в бухте Мучка в Хабаровском крае (с участием японской корпорации Sumitomo).

Инвестиционная корпорация Iida Group Holdings намерена вложиться в создание деревообрабатывающих производств и модернизацию международного аэропорта Хабаровск. Японская компания JGC намерена возвести масштабный тепличный комплекс по выращиванию сотен тонн овощей и фруктов в Хабаровском крае, а «Хоккайдо Корпорейшн» - не менее масштабный тепличный комплекс в Якутске. Japan Bank for International Cooperation (JBIC) намерен инвестировать в строительство на Дальнем Востоке современного реабилитационного центра. Наконец, японцы нацелились и на участие в так называемых «проектах глобального развития» - создание аэрокосмического кластера на базе космодрома Восточный и развитие Северного морского пути.

В свою очередь, Минвостокразвития РФ представило японцам глобальный проект по организации поставок электроэнергии в страны АТР, включая строительство энергомостов. Первым шагом в этом направлении может стать строительство энергомоста между российским островом Сахалин и японским Хоккайдо. Как говорится, «планов - громадье», но все они пока что «подвешены в воздухе». Для того чтобы все эти проекты начали воплощаться в жизнь, необходима отмашка из Москвы и Токио. А для этого нужно сначала решить принципиальные политические вопросы.

Конфликт на полвека

Напомним, в 1956 году Москва и Токио подписали Декларацию о прекращении войны, которая может вступить в силу только после заключения мирного договора. Главное препятствие для этого - нерешенный спор вокруг южной части Курильских островов. Япония претендует на четыре острова - Шикотан, Кунашир, Итуруп и гряду Хабомаи - ссылаясь на договор, заключенный еще с Российской империей в 1855-м. В свою очередь, Москва настаивает на том, что эти территории вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и являются неотъемлемой частью России.

Япония претендует на четыре острова - Шикотан, Кунашир, Итуруп и гряду Хабомаи - ссылаясь на договор, заключенный еще с Российской империей в 1855-м

Но самая главная проблема Москвы и Токио - не в территориях, а «в головах». За 50 лет в обеих странах успел сформироваться твердый стереотип - «эти территории наши, и только наши». До начала 1990-х в Токио придерживались такой политики: «нет уступок по территориальному вопросу - нет экономического сотрудничества». Теперь же Япония заходит с другого конца - она предлагает себя в качестве «партнера, которому стоит доверять». Этот партнер готов безвозмездно (пока) вкладываться в развитие российского Дальнего Востока - строить порты, угольные терминалы, инфраструктуру и даже некие «инвестиционные центры». Кстати, на фоне серьезного обвала внешнеторгового оборота РФ в 2015-м Япония вошла в число трех крупнейших экономик, увеличивших свой удельный вес в российской внешней торговле.

Всего в России сейчас работает 270 японских компаний, объем прямых накопленных инвестиций - 1,7 миллиарда долларов. Так, успешно реализуются нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», где доля японских компаний достигает 30 процентов. Автомобильный концерн «Соллерс» совместно с «Маздой» запускает во Владивостоке предприятие по сборке автомобильных двигателей, а компания «Восточный порт» вместе с японскими «Марубени» и «Мицуи» возводит угольный морской терминал в Находке.

Что значат Курилы для РФ

По мнению экспертов, для России Курилы сейчас являются важной составной частью программы наращивания сил в регионе. Некоторые даже рассматривают ее как одну из решительных попыток Москвы сохранить за собой Дальний Восток и Восточную Сибирь. На данный момент целый ряд шагов российских властей, призванный остановить отток населения из этих краев, пока не принес ощутимых результатов, даже несмотря на то, что идеи Москва предлагает яркие и заманчивые - раздача бесплатной земли («дальневосточный гектар»), создание там «территорий опережающего развития» (ТОРов), амбициозный проект технико-внедренческого лабораторного комплекса на острове Русский и т. д. Все это - «символы» российского присутствия на Дальнем Востоке, но «символы» какие-то неубедительные.

По мнению экспертов, для России Курилы сейчас являются важной составной частью программы наращивания сил в регионе. Некоторые даже рассматривают ее как одну из решительных попыток Москвы сохранить за собой Дальний Восток и Восточную Сибирь

Аналитики уверены - удержать огромные восточные территории Москва пока может только силой. Но, как считает эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, на Дальнем Востоке даже Тихоокеанский флот РФ - как основная стратегическая единица региона - «внутри себя разделен на Приморскую и Камчатскую флотилии, находящиеся на расстоянии сотен километров друг от друга».

Поэтому Россия сейчас предпринимает беспрецедентные меры по развитию военной инфраструктуры Дальнего Востока. Как сообщил нынешней осенью командующий Восточным военным округом РФ генерал Сергей Суровикин, в регион будет поставлено 100 образцов ракетного и артиллерийского вооружения, 50 современных зенитных ракетных комплексов и радиотехнических средств ПВО, три больших боевых корабля, 20 береговых ракетных комплексов, а также 60 самолетов и вертолетов.

В этой милитаристской стратегии РФ Курильской гряде отводится особая роль. На «спорных» островах Итуруп и Кунашир готовится к размещению целый комплекс российских вооруженных сил. Он включает береговые противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также зенитные ракетные комплексы «Тор». А на острове Матуа, прямо в середине Южных курил, планируется создание стратегической базы Тихоокеанского флота, которая свяжет в единую военно-морскую систему Камчатскую и Приморскую эскадры.

Согласитесь, после того как эти грандиозные планы стоимостью в сотни миллионов долларов реализуют, будет странно говорить о какой-либо «уступке» островов по одному лишь историческому капризу соседа. Недаром президент Путин в недавнем интервью западным СМИ на вопрос об островах жестко отрезал: «Мы не торгуем территориями и ничего не продаем. Россия готова многое купить, но ничего не продает».

С чем Путин поедет в Токио

После майской встречи в Москве и сентябрьского Тихоокеанского форума во Владивостоке третий раунд переговоров между РФ и Японией состоится в декабре. Чтобы создать особую атмосферу саммита, премьер Абэ специально пригласил Путина на свою малую родину - в префектуру Ямагути. «Я хотел бы провести диалог по проблеме заключения мирного договора в тихой, спокойной атмосфере, - сказал Абэ. - Благодаря новому подходу переговоры начали продвигаться в конкретном ключе. И я отчетливо это почувствовал».

Южные Курилы уже давно стали «знаком и символом» российско-японских отношений, и уступка этого символа неприемлема ни для одной из сторон

Однако наивно было бы предполагать, что в ходе декабрьского визита в Страну восходящего солнца российский лидер привезет какие-то принципиально новые предложения по теме «северных территорий» (как называют Южные Курилы в Японии), ведь речь идет о Восточной Азии - месте, где «знаки и символы правят миром, а не слово и закон» (по Конфуцию). Южные Курилы уже давно стали «знаком и символом» российско-японских отношений, и уступка этого символа неприемлема ни для одной из сторон. Уступить в полувековом споре - на Востоке означает «потерять лицо», что является самой страшной карой для любого азиатского политика. Так что, как полагают эксперты, в вопросе Южных Курил стороны вновь примут традиционные агрессивно-уклончивые позы, а потом столь же традиционно перенесут решение проблемы «на будущее».

Текущие тренды в двусторонних отношениях позволяют задуматься о том, что Россия может предложить Японии (как стране со вторым в мире запасом золотовалютных резервов) участие в программе реального освоения ресурсов и логистики своих «северных территорий», от Мурманска до Чукотки. В конце концов, потенциал каждого из проектов, обсуждаемых сегодня в двустороннем формате, позволит японцам получать многомиллионные прибыли в течение десятков лет.

В целом же, как считают политологи, Москве и Токио еще предстоит долгий путь, пройденный Россией и Китаем в конце 1980-х - начале «нулевых». Он выглядит так: поэтапный прогресс в территориальном споре, параллельная реализация мер доверия в военной сфере и активное формирование взаимозависимости двух экономик. Россия, по сути, готова пустить своих японских партнеров на Дальний Восток уже не на коммерческом или «островном», а на государственном уровне. В обмен на крупные инвестиции, разумеется. Однако требовать от Москвы большего, особенно в нынешних геополитических условиях, японцам вряд ли стоит.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Инна, инспектор РЖД, 36 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии