Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Можно ли сделать из Старой Руссы аккуратную «игрушечку»

 Фото: Наталья Кремнева Фото: Наталья Кремнева Старая Русса вошла в число городов-счастливчиков, ставших участниками проекта «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений». Его суть в том, чтобы создать современную инфраструктуру для туристов, логотип и фирменный стиль города, помочь культурным учреждениям и народным промыслам. На эти цели выделили средства Министерство культуры России совместно с Международным банком реконструкции и развития

Около 200 млн долларов поделят между собой Арзамас, Гороховец, Суздаль, Торжок, Тутаев, Выборг, Старая Русса, Чистополь и Ростов Великий. Половина средств поступит из бюджета, остальное будет взято в кредит под 2% годовых. Идея хороша уже тем, что государство решило обратить внимание хотя бы на несколько таких городов. На самом деле множество «малых исторических» прямо на наших глазах ветшают, разрушаются и практически не могут рассчитывать на вклады меценатов в благоустройство: новые производства открываются крайне редко, зато гораздо чаще закрываются старые. 

И у городов-избранников, и у многих других их ровесников есть туристический потенциал. Из девятки, прошедшей отбор на государственные инвестиции, раскрыт этот потенциал (и давно) только у Суздаля. Но и Старая Русса, недавно отметившая 1000-летие, достойна лучшей участи.

Во всяком случае - в городе полагают, что, если сюда хлынут деньги, то следом образуется и поток туристов. Вот только при ближайшем рассмотрении достижение этой цели выглядит достаточно утопично.

Был бы гость, а место найдется

По большому счету, настоящих достопримечательностей в Старой Руссе - всего две: дом-музей Федора Михайловича Достоевского и курорт с Муравьевским фонтаном, который считается самым мощным в Европе минеральным источником (если верить журналу «Вокруг света» 20-летней давности). Прочие немногочисленные музеи и интерактивные объекты вроде новопостроенной «Усадьбы средневекового рушанина» притягивают к себе приезжих заметно меньше.

Но сколько туристов здесь, в городе с 30-тысячным населением, бывает вообще? Вопрос спорный: статистикой у нас привыкли жонглировать. Так агентство «Регнум» со ссылкой на пресс-центр правительства области сообщило недавно, что в прошлом году город «посетили более 380 тысяч туристов, которые останавливались в гостиницах». Цифра выглядит неправдоподобно, если учесть, что весь гостиничный фонд города, не считая курорта, не дотягивает до 200 номеров.

Но, подавая заявку на участие в программе Минкульта, руководители муниципального района и региона упирали именно на туристов как главный двигатель развития города: «Планируется развитие рекреационного, культурно-познавательного, событийного туризма». Среди необходимых для этого объектов называются гостиницы, бизнес-центр, ледовый дворец, бассейн, ремонт Центра культуры «Русич» и кинотеатра... Для нормальной жизни города все это нужно, но где здесь объекты «рекреационного, культурно-познавательного, событийного туризма»? Кто-то поедет в Руссу поплавать и покататься на коньках? А если нет - то к чему строить три новых гостиницы, помимо курортной?

Кстати, сайт boocking.com предлагает прямо сейчас, в «высокий сезон», в разгар лета, без проблем забронировать номера.

Отчуждение? Нет, не слышали

Хотят ли развития туризма рядовые рушане? Помнится, когда в конце 80-х годов Новгород обсуждал такую же перспективу, связанную с созданием свободной экономической зоны, каких только страшилок ни рассказывали ретрограды! Самой ходовой был непременный рост рядов проституток вокруг гостиниц и распространение соответственных болезней (явно под влиянием фильма «Интердевочка»).

Времена переменились, и в Старой Руссе понимают, что туризм может оживить экономику города, потерявшего большинство своих промышленных предприятий. Убедиться в этом можно, разговаривая с людьми на центральных улицах. Но убедиться можно заодно и в том, что с одной деликатной проблемой здесь просто незнакомы.

Кстати, проект «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений» содержит еще и документ «Рамочная политика по вопросам переселения», призванный сглаживать острые углы. Например, в случае, если ради модернизации сетей и создания новых элементов инфраструктуры придется отселять жителей домов в исторической части городов, попавших в пилотную часть проекта. Предполагается также и максимально бережное отчуждение земельных участков. Вот только психология здесь - важнее материальной стороны. Похоже, корреспондент «ОК-информ» был первым, от кого рушане узнали, что их могут попросить уступить место кафе, ресторанам, мини-отелям и прочим нужным объектам. Оттого они не могли с ходу оценить - готовы ли к такому развитию событий морально.

А между тем в инфраструктуре города придется менять многое.

Храм на стоках и другие особинки

Сделать из исторических городов этакие аккуратные «игрушечки» - цель благая. Достаточно посмотреть на германский Люнебург. Берем его для примера, потому что он тоже невелик (70 тысяч жителей), а главное - средневековый люнебуржец, как и рушанин, жил добычей соли из минеральных источников. Но историческое ядро Люнебурга довольно компактно и не искажено более поздней застройкой. Новые кварталы и производства размещены по краям. А исторический центр - этакий кукольный городок с аутентичной архитектурой. В котором, тем не менее, по-прежнему живут люди - и научились воспринимать свои средневековые дома и как жилище, и как объект, в который любые блага нового времени можно встраивать только деликатно, не нарушая зрительного образа.

У Руссы - иная судьба. Город в советские годы делали промышленным. Его исторический центр размыт хрущевками, а теперь в него вторглись и новорорусские постройки. Игрушечного Люнебурга из него уже не сделаешь.

К счастью, у Руссы есть своя особинка. Главными ее «туробъектами» могут стать уютные патриархальные уголки, водоемы и тенистые аллеи, которые способны привлечь романтически настроенного туриста. Но о них в заявке «малого исторического города» ничего не говорится. Между тем они как раз требуют и вложений, и ежедневной заботы.

Уцелевшие дома старой постройки своими фасадами сегодня просто пугают приезжего. Или наглухо зашиты неуместным здесь сайдингом. А красивый берег реки Полисть, в водах которой отражается Воскресенский собор, страшно замусорен. К тому же прямо напротив собора из трубы, весело шумя и пенясь, льются зловонные стоки. В общем, удивительно, что заявка Старой Руссы на участие в проекте была принята и рассмотрена. Ведь участникам его предлагается рамочный план природоохранных мероприятий, в заявке же об экологии - ни слова.

«Без штанов, но в шляпе»

Дороги города - это особый разговор. Нынешней весной горожане вышли на митинг, требуя привести их в порядок. Главу района Андрея Быкова, заявлявшего, что разделяет возмущение рушан и хочет вынести вопрос о полутора миллиардах рублей на ремонт дорог на заседание областного правительства, региональные власти недавно самого «вынесли» с поста. Дороги же - все в том же состоянии.

Кстати, один из постояльцев гостиницы «Полисть» отметил в интернете: «Дороги засыпаны в местах ремонта строительным мусором вместо асфальта». А некий гражданин Георгий Кулаков написал в «Фейсбук» губернатора: «Центральные перекрестки в Руссе - это кошмар»... Действительно, на тротуарах водители занимаются на своих машинах чем-то вроде фигурного катания, чтобы разъехаться и с ямами и друг с другом.

Пожалуй, с учетом тротуаров городу и озвученной суммы будет маловато. В исторической части их кое-где просто нет. Прямо напротив входа в знаменитый курорт, который владельцы - компания AMAX - поддерживают в порядке и постоянно модернизируют, на противоположной стороне улицы Минеральной вместо тротуара тянется сплошная цепочка ухабов и рытвин. И, увы, не только здесь.

Уцелевшие дома старой постройки своими фасадами сегодня просто пугают приезжего. Или наглухо зашиты неуместным здесь сайдингом. А красивый берег реки Полисть, в водах которой отражается Воскресенский собор, страшно замусорен. К тому же прямо напротив собора из трубы, весело шумя и пенясь, льются зловонные стоки. В общем, удивительно, что заявка Старой Руссы на участие в проекте была принята и рассмотрена. Ведь участникам его предлагается рамочный план природоохранных мероприятий, в заявке же об экологии - ни слова.

Все это - включая, конечно, зловонные стоки - являет собой нынешнюю «инфраструктуру» города, рассчитывающего на доходы от туризма. По-настоящему же для инфраструктуры понадобятся еще и светофоры на дорогах (или перевоспитание водителей, многие из которых не горят желанием пропускать пешеходов на «зебре»). И таблички с названиями улиц (они даже на многих угловых зданиях отсутствуют). Наконец, просто урны для мусора!

А еще - придется научиться красить стены не только на фасадах, но и с тыльной стороны зданий. И выкашивать бурьян. Потому что даже центр Руссы местами все еще напоминает тот Скотопригоньевск, под именем которого Достоевский, ныне превращенный ею в «туробъект», вывел город в написанном здесь романе «Братья Карамазовы».

Пока же ничего этого нет, искать деньги на ледовый дворец и бассейн - все равно что покупать себе дорогие гаджеты вместо ботинок, вдрызг разбитых об ухабы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии